Аренда экскаватора ради искусства

Новую активную позицию в искусстве весьма точно иллюстрирует деятельность группы немецких художников «постфлуксусного» направления. Работали они в конце 80-х, именовались по-разному: и «модельщики» model-maker, и «постановщики» scene-setters, и «художники-презентаторы», — и занимались эстетикой постконструктивистских ассамбляжей. Брали что придется (бытовые предметы и их фрагменты) и раскладывали как придется в реальном, то есть случайном, никак не приспособленном специально, пустом пространстве музейного зала. Хьюберт Кикол и Клаус Юнг за основу брали архитектуру. А Вольфганг Лай и Рейнхард Муха в Дюссельдорфе манипулировали с материалами под стать выделен ному для экспозиции пространству, причем в их творчестве аренда гусеничного экскаватора вовсе не была редкостью. Муха громоздил одна на другую пустые музейные витрины, лестницы, офисную мебель, собранную с окрестных помоек. Все это как-то соотносилось одно с другим и превращалось в некоторую рукотворную структуру, но в полноценный «гештальт», структурное целое, все-таки не сливалось (сравните в этой связи работы Вудро и Крэгга). Сооружения Мухи, обыкновенные и при этом кошмарно замысловатые, были напрочь лишены иллюстративности, они как бы не заглядывали глубже своих составляющих и их происхождения. Такие «инсценировки сцены», как назвал их сам Муха, пожалуй, можно расценить как развитие побудительного импульса всей современной скульптуры со времен Бранкузи и далее, сдобренное к тому же нигилизмом и ярко выраженным желанием как-нибудь нашкодить.

Не менее антихудожественна, если исходить из уроков Бойса, была того же времени деятельность группы, в которую вошло семеро художников — Гисберт Хюльсхегер, Вольфганг Кёте, Ян Котик, Раймунд Куммер, Вольф Паузе, Герман Питц и Рудольф Валента. Для своей выставки «Пространства», проведенной в 1979 г., они преобразовали пространство заброшенного берлинского склада, не привлекая никаких ресурсов, кроме самого здания и разнообразного мусора, который там отыскался. «Кто скажет, где именно начинается искусство, — писал Питц о тех инсталляциях, на вид вполне нерукотворных, случайных. — Кто нацарапал на стене эту надпись? Художник? Кто вбил в стену гвозди именно в таком порядке? Художник? Кто разбил то окно? Кто провел линию по полу? А кто это там выглядывает из окна?»

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: