Автономия средневекового города

Значительная автономия средневекового города от ортодоксального религиоцентристсткого уклада западноевропейского традиционного общества и порождаемый ею достаточно высокий уровень неопределенности существования, опосредованный в психотипе горожанина, создавали максимально благоприятное «месторазвитие» для генезиса слоя профессиональных информационных посредников. Хотя городская среда всегда востребует интеллигенцию и, соответственно, является для нее генетически благоприятной, можно говорить и об особых для истории ее зарождения регионах, таких как города Северной и Центральной Италии. Городская среда привлекает зарождающуюся интеллигенцию не только устойчивым спросом на ее услуги, но и тем, что во многом оказалась пространством, ею формируемым и корректируемым. «Во всяком случае, – пишет В. В. Бибихин, – податливость строя на целенаправленные усилия казалась очевидной; ясно ощущалась возможность повлиять на город словом, примером и делом». Интересно, что в рамках традиционных, религиоцентристских цивилизаций отношение к городу и городскому существованию всегда было если не враждебным, то по крайней мере явно настороженным.

Городское историко-культурное пространство напрямую связано и со складыванием социальных условий для генезиса и институциализации слоя инфо-посредников. Преимущественно здесь формируется общность, ставшая социальным материалом для кристаллизации протоинтеллигенции. Именно города, по мнению Ж. Ле Гоффа, «привлекали homines novi, выскочек, порвавших с землей или монастырской общиной, лишенных предрассудков, предприимчивых и корыстолюбивых». Нomines novi, по своей социальной диспозиции в рамках средневекового (религиоцентристского) общества, оказывались людьми, ограниченно включенными в систему традиционных связей, что на деле могло означать только лишь «денонсацию» этих связей в отношении себя. Нomines novi – это изгои, маргиналы, «больные члены» (по выражению Ю. Крижанича), где маргинальность означает расположение на периферии религиоцентристского социального проекта, равное неучастию в нем.

Строго говоря, даже более респектабельные, нежели ваганты и гистрионы, представители homines novi, такие как профессора, врачи, юристы, художники и т. д., являются маргинальными, необязательными социальными группами в религиоцентристском обществе.

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: