Авторские куклы ручной работы

ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО…
Элита кукольного мира — художественные авторские куклы ручной работы. Они — высшее достижение ремесла, свидетельство поразительных возможностей человеческих рук. В отточенной до совершенства кукольной форме художник может воплотить любой образ: Пушкина, придворную даму в кринолине или бабушку с рынка, торгующую свитерами. Кропотливая, сверхтонкая работа занимает до полугода и более. Неудивительно, что кукольные мастера относятся к своим произведениям не как к объектам искусства, а скорее как к детям. В процессе рождения кукла ведёт себя своенравно, и конечный результат может быть неожиданным для самого автора. Некоторые художники даже отказываются расставаться со своими произведениями, считая продажу кукол работорговлей.

ЛИЦО
Как именно возникает идея той или иной куклы — загадка. Художник может вдохновиться поэзией сюрреалистов, рекламой зубной пасты или решить сделать куклу, в точности повторяющую чей-то облик. В любом случае кукольный образ потребует импровизации, изменений и дополнений, и кукла словно заживёт собственной жизнью.

Что касается технологии, то в главном она, если не принимать во внимание все бесчисленные нюансы и хитрости, более-менее известна.

Первая часть работы над образом — "скульптурная". Обычно мастер лепит лицо, ручки и ножки из пластичного материала, застывающего после специальной обработки. Если кукла фарфоровая, заготовка обжигается в специальной печи для фарфора при очень высокой температуре (свыше тысячи градусов). Если она из пластика (или полимерной глины), появляется сразу много дополнительных возможностей: это фантастически гибкий материал. У каждого вида пластика свои особенности. Одним необходим обжиг в печи, другие затвердевают на воздухе. Все они требуют и разной техники лепки. Например, работа с пластиком цернит похожа на работу со скульптурой из мрамора. Каждую деталь здесь надо "вынимать" из целого куска, а если приклеить один кусочек к другому, останутся следы, которые невозможно будет спрятать. Пластик фимо более демократичен: с ним можно работать, как с пластилином. Предпочтения в выборе пластика часто связаны и с индивидуальным почерком художника: какой-то материал для него слишком ломкий, крошится и неудобен в лепке, другой — наоборот, слишком легко плавится и течёт. Выбор материала порой связан даже с особенностями строения кисти руки и с силой пальцев. Одна художница кукол, в прошлом музыкант, признаётся, что всегда выбирает определённый вид пластика, более всего подходящий для её гибких пальцев.

Для обжига заготовок из полимерной глины используют обычные бытовые духовки. Расчет температуры и времени, которое будущие куклы проведут в духовке, должен быть очень точным. Тридцать-сорок минут при 100°С—130°С градусной температуре — это лишь примерные цифры. Если не повезло и расчёт оказался неверным, заготовка может потрескаться или обгореть. Полимерная глина, так же как и фарфор, при обжиге может дать усадку: при этом черты лица меняются, и у кукол начинает портиться характер. Симпатичный юный эльф, например, запросто может оказаться сморщенным лешим. Впрочем, как и в любом творчестве, иногда именно случайности и ошибки неожиданно приводят к выигрышным результатам.

Кстати, из пластика надо слепить не только кукольную физиономию, но и крошечные зубки, и пальчики с ноготками. Надо очень потрудиться, чтобы вышла великолепная улыбка и безукоризненный маникюр.

Похожие записи:

Самые новые записи: