«Азъ есмь» в двоичной кодировке

Рисунок на скале, высеченный древним человеком, – один из самых убедительных орнаментов цивилизации, осуществляющей свой проект под знаком самоидентификации в коммуникации.

Самоутверждение в слове и знаке, как тоска по смыслу бытия, возрастая, углубляясь и причудливо изменяясь, выстраивает все многообразие взаимоотношений человека с миром внешним и сокровенно личным. Алфавитно-цифровая письменность, нашедшая свое филигранное выражение в печатном станке, укоренила в генофонде человечества способ последовательного, логичного и контекстуального коммуницирования посредством печатного текста.
С появлением электронных средств массовой коммуникации печатные средства информирования перестали доминировать. Были введены новые константы временных, пространственных и объемных характеристик информации. Крылатая фраза канадского социолога и исследователя глобальных информационных процессов современности Маршалла Маклюэна «средство есть сообщение» обычно рассматривается в качестве подтверждения технической опосредованности информационной функции. Чем современнее средство производства и передачи информации, тем больший груз несет в себе средство информирования. Для примера, как правило, приводится телевизионная индустрия образов или раскодированный компьютером текст из недр Интернета.
Между тем у этого дифференциального управления, выведенного на заре информационной цивилизации, есть изначальный интеграл, вписывающий средство как сообщение в системные связи коммуникационного процесса. Не власть, не произвол политиков, не фильтры цензуры или контроля, а именно средство как сообщение является импульсом движения, самоорганизации всей системы коммуникационного взаимодействия в обществе.
Динамические процессы отражения действительности изменили сам характер ее актуализации. Помимо логических, линейных форм появились монтаж, укрупнение, уменьшение, вырывающие некоторые явления из последовательного хода событий. В процессе восприятия ставка делается уже на эмоциональное начало. «Выразительные средства» обработки знаний нарушили веками складывавшийся порядок содержания информационных потоков. Если газеты и журналы действовали на основе прошлого опыта, детализировали события и давали возможность неоднократного обращения к информации, то «одномоментность», характеризующая деятельность электронных средств массовой коммуникации, создает определенные барьеры восприятия информации.
Разнообразие знаковых систем, введенных в пространство массовой коммуникации, возможности современных информационных технологий – монтаж, гипертекстовость, аудио-визуальные эффекты – порождают соблазнительную иллюзию дозволенности тотального произвола в процессе создания новых ментальных образований.
Как заметил еще Ж. Бодрийар, «Развитие современных технологий ведет к радикальному изменению статуса знака. Благодаря тотальности процессов обмена и массовому распространению телевидения, видео и персональных компьютеров знаки перестают быть репрезентацией некой внешней им реальности. Современный мир – мир бесконечной циркуляции знаков, где уже нельзя с точностью указать на стоящий за знаком референт, закрепить за «означающим» определенное «означаемое». С развитием все новых медиальных техник знаки поглощают собой объекты и создают гиперреальность, в которой грань между «реальным и « имагинативным» окончательно размыта».

Алексеева, Сидоров – Информационная эпоха

Похожие записи:

Самые новые записи: