Бутылочное горлышко мировой коммуникации

Человек – это бутылочное горлышко мировой коммуникации. Человек не может перерабатывать несколько потоков инфор­мации параллельно. Считается, что 98 процентов всей поступа­ющей информации не проходит через сознание. Сознание спо­собно перерабатывать от 40 до 50 бит в секунду и поэтому вы­нуждено уничтожать, «пожирать» все остальное. Люди – это си­стемы переработки информации, которые могут усваивать ее «порции» только последовательно, одну за другой. Человек мо­жет одновременно участвовать только в одном разговоре, он не может слушать лекцию и параллельно читать роман. И по­скольку поддержание дружеских связей требует времени, он не может иметь много настоящих дружб.

Поэтому надо с осторожностью подходить к известному ре­кламному слогану эпохи Интернета: information at your finger­tips – «информация на кончиках пальцев». Фактически данные представляют собой виртуальную информацию, которая лишь по запросу превращается в актуальную; она – на расстоянии клика мышки. Сохраняемая информация всегда виртуальна; актуальной ее делает лишь обращение к ней. А поскольку но­вая информация дорога, она всегда оказывается неполной.

Удивительным образом сегодня все чаще приходится сталки­ваться с противоположным тезисом: информация-де дешева. Как разрешить это противоречие? Производить новую информа­цию дорого, воспроизводить ее – дешево. Становится все дешев­ле отправлять и все дороже принимать – дороже в смысле затрат времени и внимания. Репродуцированная информация дешева, однако внимание и способность суждения – в дефиците.

Эта проблема, естественно, стара как мир. Но сегодня она проявляется с новой остротой, поскольку каждый может комму­ницировать с каждым, что неизбежно ведет к перегрузке вни­мания. В связи с этим возникает задача, которую знаменитый экономист и специалист в компьютерной науке Герберт Саймон обозначил как attention management, управление вниманием. Между переизбытком информации и недостатком внимания должна помещаться опосредующая смысловая конструкция.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: