Что мы понимаем под «авангардом»?

Сопоставим две даты. В 1906 г. у Пруста возникает первый замысел романа «В поисках утраченного времени», при этом Андре Жид при первой заявке Пруста отказывается его публиковать как «литературу дилетантскую», не отвечающую строгому понятию «литература», а Пабло Пикассо в 1907 г. публикует свою знаменитую картину «Авиньонские барышни», ознаменовавшую утверждение кубизма. Относительно картины Пикассо, вызвавшей художественный скандал, в то время не приходится говорить о «строгом понятии искусства», это расцвет Авангарда.

Тут, конечно, необходимо сделать отступление о терминах. Что мы понимаем под «авангардом»?

Как явление искусства, в данный момент (какой-либо «данный» момент) противопоставленное «общепринятому», «всемипринятому», «академизму», «традиции» и т. д., «авангард» есть всегда, в любую эпоху.

Знаменитые деятели балета Серж Лифарь и СП. Дягилев находили его у итальянцев XVI в. (Дягилев ведет молодого эмигранта Лифаря по Милану): «Мы начали с осмотра фресок Бернардино Луини (1480-1532), которого я уже успел полюбить… В следующей зале громадное впечатление произвела на меня страшная картина мертвого Христа, снятого с креста. — "Сергей Павлович, что это такое?., но ведь это же совсем современный реализм? Ведь это совершенно мертвый Христос, который никогда не воскреснет. Неужели Мантенья был атеистом? " …Новое удивление перед купальщицами, Б. Луини и новое восклицание: "Как, неужели и это Италия XVI века? Да ведь это Пикассо, самый настоящий Пикассо!"…» [Лифарь, 1994. С. 52-53].

Автор известного словаря В.Г. Власов [1995-1996] находит кубизм в Италии у Л. Камбьязо (1560) и Дж. Брачелли (1624), — что несомненно. Но, конечно, там нет современного Авангардизма. Точно так же «символизм» есть естественное стремление самых разных поэтов и философов разных эпох к явлению, опирающемуся на «символ». Но «Символизм» как определенное течение в литературе и искусстве связан с некоторым временным периодом в Европе, это эпоха в периодизации художественной жизни.

Под Авангардом мы будем понимать прежде всего период европейской культурной жизни, в общем — с середины XIX в.; «авангардом характеризуется не только время, но, самое главное, культурные явления»; Авангард не есть «чистая хронология», а стиль, тип культурной жизни.

Уже из определений «кубизма», «символизма» и т. д. видно, что понимание художественной жизни и ее периодизация — процесс двусторонний, он охватывает как художников-творцов, так и их историков и исследователей. Мы войдем в современный, динамический Авангард в эпоху его «разгара» в России (следовательно, сначала через его исследователей). Два автора — далеко не «художники» — запечатлели его своими идеями — Сергий Булгаков и Н.А. Бердяев.

Юрий Степанов

Похожие записи:

Самые новые записи: