Для ориентации в смыслах

Перед нами стоит не проблема информации, а проблема ориентации. Нам требуется ежедневный Ноев ковчег во все­мирном потопе смыслов. Одна лишь информация уже не в со­стоянии помочь решению проблем. Ее нужно отфильтровы­вать, конфигурировать и структурировать. Для того чтобы сде­лать информацию осмысленной, нужны дизайнеры знания, ре­дакторы, журналисты. Как ученые, режиссеры, маркетологи, финансовые советники или поэты, так и газетчики относятся к людям, которые решают проблемы и манипулируют данными. Все они вырабатывают смыслы и продают ориентации.

Наши важнейшие проблемы возникают, следовательно, из недостатка не знаний, а ориентации. Мы не невежественны -мы запутались. Однако именно это и не осознается в силу энту­зиазма информационной эпохи, нагромождающей факты, фак­ты, факты. Кто хочет понять, тот должен уничтожать информа­цию. Вот так мы приходим к парадоксальному результату: при­бавочная стоимость в современном мультимедийном обществе -это не больше, а, наоборот, меньше информации.

Когда собираешь информацию при помощи поисковой ма­шины, сталкиваешься с основной проблемой эпохи Интернета: тысячи ответов на один простейший запрос. Да не хочу я тако­го обилия! Меньше было бы лучше. Нельзя хотеть знать все, что можно знать. Кто хочет исчерпывающей информации, будет исчерпан сам, прежде чем сможет ее использовать. Отсюда ве­ликий вопрос эпохи Интернета: где начинать поиск? Нужно ре­шать, какой выбрать браузер, какую поисковую машину, какой портал. Лишь навигатор облегчает пользователю выбор. Поэ­тому навигаторы – суперзвезды экономики Интернета.

Навигаторы, заметим, в виртуальном пространстве. Новую экономику уже нельзя локализовать. Снижение значимости ре­ального пространства проявляется прежде всего в том, что коммуникационные сети все более отделяются от передающих сетей. Это легко видеть на примере мобильных телефонов: но­мер не связан с местом. Благодаря мобильному телефону и но­утбуку современные коммуникационные технологии впервые освободились от жесткой привязки к месту. Мой офис там, где мой модем. На заре современности разделились работа и дом. Офис до сих пор предполагал отделение работы от остальной жизни, а также документальное оформление. Раньше человек шел в офис, сегодня он через логин входит в сеть. Так работа ос­вобождается от рабочего места.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: