Пестрая медийная смесь

Сегодня место буржуазной общественности заняла пестрая медийная смесь: блоги, индимедиа, ток-шоу, форумы по интересам, ТВ, «Бильд» и «Франкфуртер альгемайне». Просвещенческая публичность распалась на паражурнализм дилетантов и постжурнализм профессионалов. Web 2.0 – это краткая формула радикально-демократического объединения жаждущих коммуникации всех стран, это имя всех новых медиа, содержание которых вырабатывается самими пользователями. Никакой футуролог не смог бы предсказать, что блог – выставленный в сеть дневник любого и каждого – сможет стать величайшим вызовом медийному мейнстриму.

Десять лет назад е-коммерция превратила Интернет в базар; блогинг сегодня превращает Интернет в новую форму публичности, где все оказываются публикой друг для друга. Как меч¬тали ранние немецкие романтики, а потом, сто лет спустя, русские революционные романтики, читатель стал автором. И пропагандисты этого паражурнализма уже предвещают смерть производителей.
Читая блоги, сразу замечаешь, что здесь господствуют субъективность, полемичность и партийность. Аутентичность для блогеров важнее, чем объективность. Подлинный голос – са¬мое характерное для Web 2.0. Авторы заняты самопрезентаци¬ей, ведь, как и всеми дневниками, электронными движет стремление выразить себя. Наркотический характер всего этого сегодня очевиден, только речь не о растительных или химических веществах, а о наркотике самовыражения. Стиль Интернета в Web 2.0 – прямой, эмоциональный, персональный, спешный, краткий, простой, полемичный, убежденный, открыто партийный. В таких форматах, как MySpace и YouTube, этот исповедальный стиль распространяется на мир образов; пароль здесь – broadcast youself! Можно говорить о новом интернет-протестантизме: disintermediation – американский боевой клич этой виртуальной реформации. Речь идет об отказе от инфо-священников, то есть редакторов, продюсеров, учителей.
Раньше таланты искали шанс запуститься в производство или опубликоваться, сегодня цифровая технология публикации сама ищет таланты. Подмывает сказать: любовь искупает все, поэтому впереди всех не профессионал, а любитель. В таких условиях ум и безумие взаимно подпитывают друг друга. У каждого бреда своя веб-страница. Можно даже говорить о коммуникативных «коконах». Люди, близкие по духу, отыскивают друг друга в сети, чтобы насладиться своим единомыслием. И даже тот, кто не хочет общаться, может использовать customized communication и уютно устроиться в информационном коконе – вместо Daily Mirror он читает Daily Me, газету, скроенную по потребностям читателя.
И у каждой истины тоже своя веб-страница: это Википедия – самоорганизация дилетантского знания. Как в буржуазной общественности XVIII столетия, в эпоху Интернета мы наблюдаем самоорганизацию знания дилетантов.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: