Два аспекта коммуникационного взаимодействия

В многомерном мире массовой коммуникации, создающей и воспроизводящей его, субъекты играют поочередно одни и те же роли: создателей, виртуальных свидетелей или виртуальных пользователей. Соотношение ролей меняется в зависимости от способа развития и саморазвития схематизируемой реальности: от пассивного созерцания до интерактивного участия. В процессе коммуникационного взаимодействия позиция каждой личности оказывается в статусе и субъекта, и объекта одновременно. Энергия личностного посыла при этом «растворяется» в анонимности и безличности образующихся смыслов. Коммуникантам, с одной стороны, важно быть значимыми в акте создания картины мира, но с другой – еще важнее оказывается сама эта картина без имени и автора. В мире информационных технологий, перенасыщающих социальное пространство смыслами и значениями, многократно усиливаются явления анонимности, безличности и виртуальности.

Два аспекта коммуникационного взаимодействия – индивидуальный и социально-коллективный – находятся в постоянном противоречии друг с другом. Доминирование социального-коллективного тут же вызывает ответную реакцию индивидуализированного посыла. Все субъекты коммуникационного взаимодействия вынуждены постоянно позиционировать себя: индивидуализировать, вырываясь из похожести и анонимности.
И в то же время «придумывать» различные семиотические формы, усложнять сигнификацию для анонимности своего участия в информационном процессе. Новый телевизионный проект Первого канала, скандальная программа журналиста Кирилла Набутова и язвительный отклик телезрителя на персональной странице в сети Интернет – явления одного и того же порядка: стремление к индивидуализации ради… социализации.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (отв.ред.) – Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: