Если поэзия Блока сопрягается с музыкой Скрябина, еще полифоничной, подчиняющейся законам гармонии, хотя и значительно отстоящей от классических канонов «свободной полифонии», то поэтика авангарда в первую очередь имеет аналоги в композициях Джона Кейджа и Карла-Хайнца Штокхаузена. Сам Кейдж формулировал свое творческое credo следующим образом: «Я добивался, чтобы звуки могли двигаться, куда им угодно, чтобы дать им возможность быть тем, что они есть. Я делаю не что иное, как наблюдаю за звуками окружения. Композитор должен избавиться от желания контролировать звук, отделить свое сознание от музыки и почитать те новаторские средства, которые позволяют звукам быть самими собой скорее, чем проводниками созданных людьми теорий или же выражением человеческих чувств”.
Практическим результатом воплощения в жизнь подобных теорий явилась знаменитая композиция «4*33"» — музыка тотального молчания, воплотившая основную идею авангарда — идею исчезающего авторства: «Автор сливается с природой, становясь ее анонимным голосом». Именно этот отказ от персонификации создателя текста наиболее явно отобразил окончательный разрыв современного авангарда с традицией, не отрицание ее (это свойственно каждому новому литературному направлению), не игнорирование, а именно разрыв, своеобразную аннигиляцию прошлого.
Семиотика и Авангард: Антология – под общ. ред. Ю.С. Степанова