Теория хаоса

Теория хаоса. Этому определению вполне соответствовал и странный мир немецкого перформансиста Джона Бока, выстроенный в красивом кассельском парке семнадцатого века в Карлсруэ. Бок едва успел окончить колледж, но уже признан заметной фигурой на международной арт-сцене. Он учился в Гамбургской академии искусств у Франца Эрхарда Вальтера вместе с Джонатаном Меезе и Кристианом Янковски (оба работают с перформансом), а в середине 90-х выступил с поражающе бессвязными «перформанс-лекциями», которые зритель тут же связал с дадаизмом, театром абсурда, венскими акционистами и пародиями на наукообразие и эстетизм. Скажем, в 1998 г. на лекции, торжественно озаглавленной «Liquiditats Aura Aroma Portfolio», Бок разделил пространство перформанса на два уровня. На верхнем, куда вела лестница, меж деревянных и прозрачных перегородок кучками лежал мусор и всякая кухонная утварь — все это намекало на какие-то скрытые от зрителя действия, которые происходили внизу. Для выставки 2000 г. в нью-йоркском МОМА Бок подготовил четыре лекции: Quasi-Maybe-Ме-Ве Uptown («Показ мод с тринадцатью манекенщицами и двумя моделями-мужчинами, одетыми в костюмы, которые я сшил из спагетти, крема для бритья, мыльных пузырей, свитеров с длинными рукавами и воображаемого костюма»), Intro-Inside-Cashflow-Box («В садовой сторожке, где зритель может наблюдать за действием через стекло»), MEECHfeverlurnp schmears the amvelfareelasticity («Видеозапись актеров-любителей»), Gribohm Meets Mini-Max-Society («Я провел три часа в коробке на колесах, делая фотограммы самого себя, лежащего на листах фотобумаги, и передавая их через дыру моему ассистенту»). Эти описания, впрочем, не дают реального представления о многослойном смысловом богатстве происходящего, о путанице философских категорий, перевранных цитатах из немецкой литературы и научных текстов, курьезной и беспардонной игре с материалом, обычным для «лекций» Бока. В Касселе он соорудил деревянный театральный помост, на котором и представлял свои причудливые пьесы: «$1,000,000 Knodel Kisses», «Quasi Ме» и «Koppel Margherita», — помимо множества дополнительных действ, производимых как им самим, так и помощниками, в продолжение всех стадией Документы. Присутствующих буквально бросало от порядка к хаосу, от дешевого фарса к Брехту, и далее — в цирк, к Полу Маккартни, в нарративный поиск, к целому лексикону обрывистых жестов посреди безумно декорированной сцены. С одной стороны. Бок вроде бы занимает территорию, подотчетную дадаизму, и в этом смысле стратегически или как-то еще подтверждает въевшиеся в плоть установления позднемодернистской изобразительности. С другой, возможно, им движет отчуждение смысла в мире, воспринимаемом как скучный, запутанный и страшный, — отсюда его провокации по отношению к зрителю, намекающие на прежние старания дадаизма совместить хаос с историческим и социальным ощущением мира.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: