Героические мифы и поколения русской интеллигенции

Героические мифы занимают центральное место в мифологии интеллигенции, они хорошо известны современникам, потому что ими переполнена русская литература. Главному действующему лицу героического мифа – культурному герою – обычно противопоставляется его антипод – трикстер1. Культурный герой создает материальные и духовные ценности, утверждает Добро, Красоту и справедливый социальный порядок, а антигерой-трикстер сеет своими действиями разрушение и хаос.

Героическая интеллигентская мифология сбалансирована в том смысле, что она состоит их двух равновеликих, но разнонаправленных разделов. В одном разделе Интеллигент предстает в роли культурного героя, символизирующего Разум и Совесть; это положительные, апологетические мифы «во здравие». В другом разделе Интеллигент превращается в трикстера, сеющего нигилизм, бесовщину, разрушение; это негативные, обличительные мифы, мифы-анафемы. В качестве враждебной силы, которой противостоит Интеллигент, в апологетических мифах выступает деспотическая Власть, угнетающая народ, или глупое и невежественное Мещанство (филистерство). В негативных мифах против Интеллигентов-трикстеров борются Культурное общество и защищающая социальный порядок и закон благонамеренная Власть.

Поскольку содержание мифологических истин изменялось со временем, резонно расположить героические мифы в хронологическом порядке, соответствующем смене поколений интеллигенции. Что понимается под поколением интеллигенции? Поколение – многозначный термин, относящийся к возрастной структуре общества и к истории культуры (не будем учитывать такие метафоры, как поколение компьютеров или техника нового поколения). Важно различать демографические поколения и социально-культурные поколения. Демографическое поколение – реальное поколение (когорта) – совокупность сверстников, родившихся в течение длины поколения; длина поколения – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей, за который принимается 25 лет (четыре поколения в столетие) или 33 г. (три поколения за сто лет). В генеалогии различаются поколения детей, отцов, дедов и т. д., соответствующие коленам генеалогического древа.

По физическому строению взрослые дети подобны своим родителям, а по духовному развитию – не всегда. В индустриальных и постиндустриальных обществах интеллектуально-этические отличия могут быть столь несовместимыми, что возникает пресловутый конфликт отцов и детей. Для описания этого конфликта потребовалось понятие социально-культурное поколение, когда под поколением понимается историческая общность людей, характеризующаяся специфической духовностью, т. е. типичными для нее ценностными ориентациями, мировоззрением, социально-психологическими установками. Можно сказать, что социально-культурные поколения, скорее, поколения мировоззрений, чем поколения живых людей, разделяющих данное мировоззрение, потому что люди приходят и уходят, а господствующие взгляды и идеи могут оставаться относительно стабильными.

Понятие поколение интеллигенции употребляется не в демографическом, а в культурологическом смысле. Длина социально-культурного поколения интеллигенции есть культурно-историческая эпоха, понимаемая как «длительный период доминирования сходных культурных форм на одной ценностно-смысловой основе». Особенно продуктивными в мифологическом отношении оказались последние пять поколений русской интеллигенции, а именно: пореформенное (60-е – 80-е гг. XIX в.); революционное (конец XIX – 20-е гг. ХХ в.); героическое (30-е – 50-е гг. ХХ в.); шестидесятники (60-е – 70-е гг. ХХ в.); восьмидесятники (конец ХХ столетия).

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: