Информационный рынок для трансформаторов

Рынок информации потому столь привлекателен, что стано­вится все дороже производить новую информацию и все деше­вле ее воспроизводить. Но возникает проблема продаж. New Economy предлагает два принципиальных решения. Во-первых, можно одну и ту же информацию разделить на несколько то­варных предложений, поступающих на рынок с «запаздывани­ем» по отношению друг к другу: сперва новый блокбастер идет в кино, затем его можно купить на видео, потом он показыва­ется на платном ТВ и лишь потом – на общедоступном. Во-вто­рых – подарки. Поскольку каждая информация поглощает вни­мание покупателя, богатство информации ведет к обнищанию внимания (важнейшая тема Герберта Саймона). Возникает во­прос: как приковать к себе внимание покупателя? Если взгля­нуть на массмедиа, ответ очевиден: экономика внимания зиж­дется на системе звезд. Интернет нашел еще и другой ответ. Он привлекает внимание покупателя подарками. Сначала в каче­стве подарка предлагается базовый продукт, а затем прибыль делается на премиальном продукте, таком как трансформаторы тмг. Тот, кто рекламируется в Интернете, обязан прибегнуть к этому методу. Присутствие продукта в сети само по себе внимания не привлекает.

Богатство информации и бедность внимания – это лицевая и оборотная стороны одной и той же медали. Компьютер и Ин­тернет создали культуру, в которой в дефиците не информация, а ориентация. То есть не хватает времени, которое мы должны уделять избыточно прибывающей информации. Управление знаниями поэтому должно сосредоточиться прежде всего на фильтрации релевантной, имеющей прямое отношение к зада­че информации для принятия решений в условиях неопреде­ленности и недостатка времени.

Мы непрерывно отправляем, получаем и сохраняем инфор­мацию, мы включены в мировую коммуникацию. Поэтому, чтобы не захлебнуться в информационном потоке, нам нужны техники отбора, фильтрации и оценки. Фильтр снижает слож­ность, поскольку некоторое количество информации он дис­квалифицирует как шум. Так функционирует сознание, кото­рое отсеивает некоторые сигналы. Так же функционирует и ухо, представляющее собой – в скупой научной прозе Норберта Винера – приемник с ограниченным диапазоном частот. Точно так же функционируют массмедиа с их фильтром сенсационно­сти. Они знают: кризис, боль, ценность, новость, знамени­тость, успех привлекают внимание.

В информационном потоке невозможно выделить действи­тельно важное, поскольку все происходящее могло принять иной оборот и отсутствует ответственный источник оценки происходящих событий. Всякое действие оказывается цепоч­кой рискованных предпочтений и случайных актов выбора. Выбор – это регулируемая потеря информации. Ни один чело­век и ни одна система не смогли бы выжить под градом данных и опций. Поэтому нельзя обойтись без защиты восприятия, а это значит – без незнания.

Задача менеджера знаний состоит, следовательно, не столь­ко в том, чтобы предоставить человеку больше информации, сколько в том, чтобы защитить его от излишней информации, то есть от отвлечения внимания. Дизайн мира с дефицитом ин­формации не имеет ничего общего с дизайном мира, где в де­фиците внимание. Это должно стать фундаментальным прин­ципом современного менеджмента знаний.

В мире множества возможностей постоянный недостаток времени превращает жизнь в борьбу за внимание. Это можно выразить в более точной, даже математической форме: ариф­метический рост числа элементов в сети мировой коммуника­ции ведет к геометрическому возрастанию числа связей между элементами. Поэтому культура Интернета требует такой орга­низации, которая сумела бы ограничить возможность общения каждого с каждым на всевозможные темы.

Это приводит к интересному парадоксу. В потоке данных со­временного мультимедийного общества в качестве прибавоч­ной стоимости может выступать только уменьшение объема информации. «Информация на кончиках пальцев» больше не помогает. Под давлением новых информационных технологий люди склонны толковать все проблемы как проблемы незна­ния. На самом деле вопросы смысла и проблемы ориентации не разрешить путем информирования. Иначе говоря, запутанное не распутать, вливая новую информацию.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: