Интерсубъективный мир культуры

Пространство общественной коммуникации становится средой для «опубличивания», возвышения до общественной значимости фактов личных взаимодействий с миром индивидуально репрезентированных ценностей. По мнению исследователей Института психологии РАН, «в условиях крушения прежней идеологии основным оказалось не упразднение марксизма (который, кстати, так же, как вся система, был упразднен очень легко), а образовавшийся вакуум в идеологизированном сознании… Чем же замещено место идеологии? Мы склонны утверждать, что психологией… Распад социальных отношений привел к атомизации общества, доведенной до его первичной единицы – индивидуума. Но именно потому, что единицами стали не характерные для социалистического строя общности – производственные, научные коллективы, а именно личность, психология стала ведущей. Личности предоставлено право сказать «слово», решая задачу выживания или безмерного обогащения. Личности предоставлено сыграть свою роль, но не в обществе, как считалось в марксизме, не в истории, а в пьесе без сюжета и в социальной ситуации полной неопределенности: в игре без правил». Поскольку основные социальные институты оказались неготовыми стать полями для «игры без правил», формирование отношений, соответствующих новому типу социально-политических, экономических, культурных и других взаимодействий в возникающем гражданском обществе, становится возможным благодаря именно пространству общественной коммуникации. Именно оно конституируется уже имеющимися в общественной психологии представлениями о социальности. Эти обстоятельства во многом обусловили тот факт, что средства массовой информации оказались самой благоприятной средой, где конструируется мировидение «среднего» человека, создается особый тип социальности.

«Сообщение как приобщение» в коммуникативном процессе, как правило, означает придание общественного статуса, распространение определенного типа отношений к социальным ценностям. По мнению современного американского науковеда и историка физики Т. Куна, у человека наряду с потребностями в трансценденции, существовании (идентичности) и росте есть потребность в значении. Это стремление каждого человеческого существа построить свой мир и жить в нем.
А этот мир отдельного человека, как отмечал австрийский философ и социолог А. Шютц, есть «интерсубъективный мир культуры». 
«Интерсубъективный мир культуры», транслируемый по каналам общественной коммуникации, становится содержательной канвой для воссоздания, переосмысления социального опыта, необходимого для функционирования механизма общественной регуляции.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (отв.ред.) – Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: