IP камера и другие медиа

Нотициация – так можно обозначить процесс превращения современного общества в информационное (информатизация), в общество знания (эпистемизация), телекоммуникаций, массовой творческой интерактивности. Ведущей становится деятельность (профессиональная и непрофессиональная) по созданию и передаче знаний, идей, образов, переживаний. Причем эта деятельность основывается на научно-технических достижениях и в значительной степени предназначается для практического применения таких достижений. Мы движемся к тому, чтобы превратиться в глобальное общество знатоков и авторов, оснащенных научными технологиями.

Риски применения этих технологий огромны, в то же время жесткий внешний контроль по отношению к научно-технической и другой творческой деятельности неэффективен. Возрастает ответственность – коллективная и персональная – за отрицательные последствия глобальной нотициации и в целом – научно-технического прогресса. Усиливается потребность в саморегуляции, прежде всего – этической, профессиональных и иных социальных сообществ в международном масштабе.

Прикладная этика, занимающаяся вопросами этического регулирования, становится все более востребованной в медицине, политике, праве, науке, психологии, образовании, предпринимательстве, журналистике, экологической деятельности, Интернете и т. д. В 1998 г. была создана Комиссия ЮНЕСКО по этике науки и техники (COMEST), призванная способствовать этическому регулированию деятельности специалистов, развитию университетского этического образования. Налицо развитие системы нормативного регулирования в направлении ее этизации, специализации, роста взаимосвязанности различных нормативных средств и усиления значения наиболее общих принципов, личной свободы и ответственности.

Свобода и ответственность, соблюдение прав человека – осознаются как важнейшие принципы коммуникации. Все отчетливее предстает их значимость для общения в Глобальной сети, превращающейся в «нервную систему» человечества информационной эпохи. Интернет все полнее охватывает основные информационные потоки и каналы публичной и частной коммуникации – почту, чат, форумы и блоги, телефон, телевидение, радио, прессу, и скажем более специализированное медиа – ip камера. Интернет дает возможности для расширения свободы, поскольку резко увеличивает потенциал интенсивности и, что наиболее важно для свободы, – интерактивности, способствующей равноправию, диалогичности во взаимодействии сознаний.

Но Интернет содержит в себе и потенциал подавления по отношению к тем, кто ограничен в доступе к информации. Реализация последнего в конечном счете препятствует развитию самого Интернета. Подтверждением этому является исследование «Галактика Интернет» весьма авторитетного испанского и американского социолога Мануэля Кастельса. Он пишет: «Интернет на самом деле является технологией освобождения, однако он может дать волю могучим силам подавления неосведомленных, он может способствовать сегрегации обесцененных завоевателями ценностей». Противоречие между возможностями свободы и опасностями несвободы в Мировой сети коренится в разрыве «между нашим чрезмерным технологическим развитием и нашей институциональной и социальной  недоразвитостью». Ответственность за преодоление этого разрыва лежит на нас – индивидах, образующих сетевое сообщество, и на политических институтах. «В самом деле, – говорит Кастельс, – только если вы и я, и все остальные будут отвечать за то, что мы делаем, и будут чувствовать себя ответственными за то, что происходит вокруг нас, наше общество окажется в состоянии осуществлять контроль и управление этим беспрецедентным процессом технического творчества». Но для этого нам нужно политическое представительство, ответственная, по-настоящему демократическая власть.

Вывод автора: «Пока мы не перестроим как снизу доверху, так и сверху донизу наши институты управления и демократии, мы не сможем достойно ответить на те главные вызовы, которые перед нами ставятся». Первичной, таким образом, видится личная ответственность. Фрэнсис Фукуяма утверждает, что феномен Интернета показывает важность общественной саморегуляции и взаимообязательств для функционирования сети, поскольку она «весьма уязвима для  определенных форм ненормативного и асоциального поведения». 

Эффективность сети «основана прежде всего на высоком уровне доверия и существовании общепринятых норм этического поведения». В качестве основных этических стандартов Интернета выдвигаются: право на коммуникацию, принципы терпимости, доверия, предупредительности. Одним из вызовов нотициации, обращенных к ценностному сознанию, является проблема интеллектуального суверенитета. И. Ю. Алексеева, исследующая эту проблему, пишет: «Интеллектуальный суверенитет предполагает право субъекта распоряжаться собственным интеллектом, развивать его, реализовывать его возможности, добывать знания и самостоятельно оценивать поступающую информацию». 

Однако современные информационные процессы, способствующие сближению и перемешиванию различных культурных областей и пластов, разрастанию пространства виртуальной, игровой реальности, аудиовизуальной культуры, выступают как амбивалентные по отношению к интеллектуальному суверенитету. С одной стороны, они подталкивают к враждебной ему девальвации рациональности, о чем свидетельствует «признание равноправности различных видов рациональности, выдвижение эффективности (притом в решении сиюминутных задач) в качестве основного критерия рациональности, сомнения в статусе  истины как высшей познавательной ценности, «освобождение» мышления от «гнета» логических правил и т. д.». С другой стороны, они усиливают тенденции к размыванию личностной идентичности, препятствуют индивидуальному самоопределению, которое предполагает «структурирование наличной ситуации, осознание перспектив, определение желаемого состояния и планирование действий, направленных на его достижение». Таким образом, потребности сохранения и развития личности требуют придания интеллектуальному суверенитету высокого ценностного статуса. И. Ю. Алексеева заключает свое исследование утверждением о том, что «сочетание информированности с самостоятельностью мышления, когнитивная ответственность и трезвость мысли относятся к числу тех ценностных ориентиров, которые направлены на предотвращение деградации человеческого интеллекта в век умных машин и  могущественных технологий».

Цит.: Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”

Похожие записи:

Самые новые записи: