Око начальника

Мобильность означает доступность. Всегда готов! В Америке это превратилось уже в этическое требование: нуж­но всегда быть доступным. Можно предположить, что в буду­щем руководителем будет считаться тот, кто сможет посылать сообщения, но не будет обязан их принимать. Кто, напротив, постоянно должен принимать сообщения, но не имеет права посылать свои, относится к «персоналу».

Там, где в самолете раскрыт ноутбук или в вагоне экспресса идет разговор по мобильному телефону, – там спонтанно воз­никает офис в одном лице. Телефон, факс, компьютер, Интер­нет – офис у меня в руках. Новые медиа демонстрируют прево­сходство технической коммуникации, совершенно не учитывая при этом социальной ситуации. Даже запрещающие объявле­ния не заставляют смолкнуть звонки мобильников в накопите­лях аэропортов. А когда делаешь доклад, приходится мириться с треньканьем звонков и, естественно, с тем, что вызванный выходит из аудитории. Это соответствует социальному идеалу, согласно которому надо быть всегда и везде доступным и быть в состоянии принимать и отправлять.

У мирового сообщества нет больше географического места. Что теперь важно, так это время, которого всегда не хватает; все проблемы решаются путем манипулирования временем. Спешка, срочность, deadline – величайшие темы нашего време­ни. Поэтому мы так остро реагируем на тех, кто крадет время. Те, кто заставляет нас ждать или напрягаться, крадут наше вре­мя. Это относится и к тем, кто безжалостно эксплуатирует воз­можности прямой коммуникации. Каждый знает, каково это, когда постоянно звонит телефон. Поэтому изобретение автоот­ветчика стало благословением. Теперь можно посоветовать звонящему «оставить свое сообщение». Так можно дать себе от­срочку. Активные варианты того же самого – это имейл и CMC. Они почти так же скоры, как телефон, но дают адресату воз­можность выбрать время коммуникации. С имейлом не теря­ешь времени, да он еще и не дергает.

При описании этого нового мира труда постоянно возника­ет соблазн употребить такие слова, как «освобождение», «эман­сипация». И в самом деле, всемирный поток информации раз­рушает старые структуры господства. Говоря формально, рань­ше авторитет был источником информации, теперь информа­ция – источник авторитета. Тем не менее информация не есть мера ценности сообщения.

Если никто не в состоянии определить, что действительно яв­ляется важным, то вполне разумно будет отхватывать понемнож­ку-то оттуда, то отсюда. Другими словами, если внимание – де­фицитнейший ресурс и приходится выбирать между основа­тельностью и скоростью, то все сегодня говорит за скорость. Поэтому щелканье переключателем программ во всех сферах жизни пробивается как особый стиль восприятия и техника се­лекции.

Во времена, когда нет времени смотреть и видеть, требует­ся готовый товар восприятия: фотографии и телефильмы. Фо­тограф и оператор уполномочены отбирать информацию в ми­ре образов – как автор в мире данных. Недостаток времени в повседневности ведет к тому, что приходится полагаться на первое впечатление, и отсюда следует, что чем шире поток ин­формации, тем неизбежнее становится такая бессознательная уступчивость. Мы живем в информационной анархии, и, как правило, у индивида отсутствуют всякие возможности контро­ля. Поэтому возникает недоверчивость – обратная сторона ус­тупчивости. Чем больше информации, тем меньше готовность ее принять.

Это и есть подлинная проблема современного общества -подлинная, поскольку неразрешимая.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: