Иван Грозный и понятие Судьбы

Под влиянием аналитического взгляда на природу все чаще и чаще стала в среду ученых проникать идея, что в ходе мировых явлений имеет значение одна причинность и не играет никакой роли целесообразность. В среде философов все чаще и чаще стали слышаться голоса, утверждающие с уверенностью, что природа равнодушна к целям человека, что она не знает ни добра, ни зла. Добро и зло, красота, справедливость и свобода, говорили они, суть иллюзии, созданные воображением человека. В научных взглядах некоторых философов стало преобладать чувство фатальности, роковой необходимости. Рок, судьба древнего мира, обрисовывается в этих воззрениях. Человек с его свободою, идеальными целями и возвышенными стремлениями вовлекается в общий водоворот роковой необходимости. что наглядно демонстрирует нам иван грозный биография. По их понятиям, судьба по непреложным и неизменным законам непререкаемо господствует над миром. Такой взгляд приводит к полному детерминизму. Такую точку зрения иные стали называть научною. Они гордились тем, что последовательно держатся ее, наперекор самым очевидным фактам и естественным чувствам человека.

Вот как в поэтической форме выражено это аналитическое миросозерцание в одном стихотворении:

“Природа говорит: «Пускай ты царь творенья —

Кто дал тебе, скажи, венец твой золотой?

Ужель ты возмечтал, в безумном ослепленьи,

Что я раба твоя, а ты властитель мой?

Частицу тайн моих тебе постичь дала я,

И ты возмнил, пигмей, что всю меня познал?

Что дерзко заглянул в мое святых святая

И свой там начертал закон и идеал?

Глупец! Я захочу — и, пораженный страхом,

Покорней станешь ты моих смирнейших псов,

Я землю потрясу — и разлетится прахом

Величие твоих гигантов городов!

Я вышлю грозный мор с его сестрой войною,

Цветущие поля я превращу в пески,

Я разолью моря, одену солнце мглою —

И взвоешь ты, как зверь, от боли и тоски. Поверь, мне дела нет ни до твоих стремлений, Ни до твоих надежд. Я знаю лишь числа Безжалостный закон. Ни мук, ни наслаждений, Ни блага, ни добра нет для меня, ни зла. В победном шествии к неведомой святыне Не знаю цели я, начала иль конца, Рождаю и топчу без гнева и гордыни Слона и червяка, глупца и мудреца. Живи ж, как все живет! Минутою волною Плесни — и пропади в пучинах вековых, И не дерзай вставать на буйный спор со мною, Предвечной матерью всех мертвых и живых! Так в вихре, в молниях, в грозе стихий природа Гремит, как легион нездешних голосов”.

Неудивительно, что такой взгляд на ход мировых явлений стал встречать горячий отпор в среде многих мыслителей.

С.Бугаев

Похожие записи:

Самые новые записи: