Как действуют новости

Можно сделать вывод, что массмедиа реализуют свою власть путем прямого манипулирования мнениями потребителей. Но при более внимательном рассмотрении открывается другая картина: массмедиа утверждают не мнения, а темы. Они представляют собой reinforcement schedules в смысле бихевиориста Скиннера. Любая телевизионная новость сопровождается эмоциональным комментарием; собственно, никакого «мнения» уже не нужно! Поэтому воспринимать массмедиа реалистично – это воспринимать их не как «мастеров мнений», а как установку по созданию климата мнений. Ведь массмедиа приходится иметь дело с неконтролируемыми адресатами. Реакция на телевидение состоит не в том, что человек занимает позицию «за» или «против» чего-то, а в том, что он либо выключает телевизор, либо переходит на другой канал. Именно поэтому претензия на «просвещение» публики – это главная ложь журналистов.

Понять, как действуют новости, легче всего, если рассматривать массмедиа не как систему переработки информации, а как учреждение сферы услуг. В чем состоит хорошая услуга? В том, что человек чувствует, что его хорошо обслужили. Соответственно новостной канал работает хорошо, если зритель чувствуют себя хорошо информированным. Как и повсюду в экономике XXI века, здесь действует максима: покупатель – это продукт. И продукт хорошего новостного канала – это как раз зритель, который чувствует себя хорошо информированным.

Если рассматривать информацию как товар, то значение новости (для кого?) не имеет значения. Следовательно, в новостях речь не идет об объяснении и понимании мира. Скорее наоборот, можно утверждать, что мир становится контекстом новостей, или, по словам Нейла Постмана, the context of по context. Притягательно именно неопосредованное, выламывающееся из истории событие – и сразу вдруг иное, следующее. Оно просто не должно быть понятым.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: