Карл-Хайнц Штокхаузен

Панические поиски утраченного единства парадоксальным образом приводят к необходимости энциклопедической образованности поэтов, художников, музыкан­тов, заимствованиям из всех мыслимых и немыслимых источников. Так, Карл-Хайнц Штокхаузен, по мнению исследователей, «связан со всей немецкой музыкальной и, шире, духовной традицией. Дух Баха живет в штокхаузеновском даре обобщать твор­ческий опыт времени и трансформировать его в уникальную композиторскую и миро­воззренческую систему, дух Бетховена возрождается в его смелости преодолевать сложившиеся стереотипы и создавать новые лексиконы музыкальной выразительно­сти, ностальгия по Ватеру видится в штокхаузеновской эпичности и мифологической масштабности идей: Веберном подсказана его любовь к логике целого, произрастаю­щего из одного зерна, индийские раги, ритуальные службы дзенских монастырей Японии, богослужения тибетских монахов — вот те источники, которые вдохновля­ют его на создание концепции «интуитивной музыки, для которой больше не требо­валось традиционных нотных текстов, ставших помехой для «освобожденного сознания».

При этом в сочинениях Штокхаузена то присутствует вселенский хаос, транс­лируемый приемником («Короткие волны», 1967), то все произведение распадается на «атомарные блоки-серии», и слушателю предоставляется возможность самому связать их воедино («Мантра»), то, как пишет сам автор в программе пьесы «Aye», «исполнители могут теперь на своих инструментах шептать, кричать, петь, говорить, могут плакать, вздыхать, издавать радостные клики».

Стилистическая всеядность современного авангарда, шоковое столкновение раз­нокультурных исторических пластов, родство авангарда и массовой культуры застав­ляет задаться вопросом, не является ли вообще культура современного авангарда некоей авантюрой, вакуумом, заполняемым видениями или избыточными авторски­ми комментариями к произведениям.

Семиотика и Авангард: Антология – под общ. ред. Ю.С. Степанова

См. также: О Нам Джун Пайке

Похожие записи:

Самые новые записи: