Катастрофа утраты смысла

Искусство может быть «протоколом смысла» лишь в коммуникационном взаимодействии субъектов одной традиционной культуры! А мы хоть и живем в системе открытого информационного взаимодействия, но в разных культурных традициях. Следовательно, целесообразно обратиться к другому механизму структурирования смысловых значений социальной информации, объективно созданному самой системой. Им может быть аналитически структурированный медиатекст. Текст, в котором сосредоточены эвристические возможности не только выражения и передачи смысла, но и возможности совместного открытия смысла коммуникантами в процессе диалога сознаний. Как утверждал еще M. M. Бахтин, понимание смысла «…должно находиться на выходе из текста, на границе текстов, в авантюре диалога с внетекстовым автором текста, с бесконечным контекстом культуры».

Катастрофа утраты смысла во многом спровоцирована тотальной потерей, вымыванием аналитически структурированных, диалоговых тестов из коммуникационного пространства. 

Коммуникативную реальность формируют в основном тексты информационного характера, мало связанные друг с другом, не содержащие той самой «авантюры диалога», о которой говорили M. M. Бахтин да и все российские мыслители. Сдает свои позиции и журналистская информация. По заявлениям аналитиков, в общем объеме текстов, функционирующих в коммуникационном пространстве, журналистских, т. е. структурированных и аналитически насыщенных, медиатекстов, остается менее 8 процентов. А между тем журналистика, созданная человечеством для массового информационного взаимодействия и общественного диалога, является частью семиосферы. Пространства, которые генерируются в знаковых формах этого взаимодействия, с момента своего возникновения в еще допечатных формах стали играть существенную роль в процессах коммуникационного взаимодействия. Журналистская информация является тем уникальным культурно-семиотическим конструктом, позволяющим осуществить многовариантный процесс производства и передачи социально значимых смыслов, той информации, которая, по словам Ж. Бодрийара, «…повсеместно призвана производить все ускоряющееся циркулирование смысла, прибавочную стоимость смысла». Субъекты этого производства – авторы сообщений – онтологизируют фрагменты реальности, интерпретируя образы-факты, образы-события, образы-модели с точки зрения их социальной значимости.

Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: