Клавиатура для ноутбука подойдет и к телевизору

С тех пор как телевидение не говорит больше о своей «культурной миссии», а борется за покупателя, стало яснее, как техническое развитие медиа соответствует ожиданиям покупателей в экономике XXI века и самосознанию демократических граждан. Зритель выдвинулся в центр медиаинсценировок. Можно еще сказать так: самоочевидная для сегодняшних рынков ориентация на покупателя достигла теперь и массмедиа. Стало ясно, что покупатель медиа, собственно, есть продукт какой-то передачи. Так телевидение превратилось в event, в событие.

То, что покупатель медиа есть продукт медиа, важно прежде всего с чисто экономической точки зрения. Если взглянуть со стороны производственных отношений, то зритель – не потребитель, а продукт телевидения, он «продается» рекламодателям. Поэтому телепрограммы считают своей главной задачей снизить вероятность отключения зрителя. Но по чисто техническим причинам каналам становится все труднее продавать своих зрителей рекламодателю. Прежнее конкретное порабощение телезрителя состояло именно в гнете рекламы. Чтобы посмотреть фильм или спортивное состязание, приходилось терпеть рекламные блоки. Сегодня достаточно включить телевизор на четверть часа позже, чтобы гарантированно избавиться от рекламы. Ибо новый телевизор – это давно уже компьютер, к нему даже можно подключить клавиатуру для ноутбука. Он сохраняет передачу на жестком диске, элиминируя рекламные вставки. Передача еще продолжается, а телекомпьютер уже повторяет ее без рекламы.

И с точки зрения содержания цифровые технологии изменяют передаваемый контент. Здесь можно говорить об экономике повторов. Ибо с тех пор, как появились инструменты сохранения в виде CD и DVD, фильмы стали в большей степени рассчитываться на повторное восприятие, а это значит, что их можно делать более сложными. Фильм Дэвида Линча, например, нужно смотреть несколько раз, чтобы полностью воспринять содержащиеся в нем идеи. Так что новый критерий успеха заключается в успешном повторении. До сих пор это касалось только детских фильмов.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: