Коммуникация наступает, трансляция отступает

Читаю книгу Режи Дебрэ "Введние в медиологию", где он противопоставляет коммуникацию- то есть актуальное общение с окружающими, в пространстве – и "передачу", то есть трансляцию знаний во времени, их поколение в поколение. Философ М.К. Петров также противопоставлял "коммуникацию" и "трансляцию".
Размышляя об этом противопоставлении: конечно, два этих типа потребления информации (условно говоря – потребления "базовых знаний" и "актуальных знаний") конкурируют друг с другом за ресурс –  ресурс человеческого внимания, человеческого времени, человеческих усилий. При этом поток коммуникации ("актуальных знаний") – становится все мощнее – просто потому что растет интенсивность межчеловеческого общения, и мощь институтов, обеспечивающих "передачу" базовых знаний- например, системы образования- за нею не успевает. Имено поэтому "окммуникация выигрывает конкуренцию. 
Мы все, и особенно получающие образование пренебрегаем "базовыми" знаниями не потому что "актуальные знания" важнее – а потому, что просто просто поток информации об "актуальных знаниях" слишком велик, и требует много сил на  освоение. Актуальность отвлекат от освоение базовой информации. 
Дело осложняется тем, что социальные институты, ответственные за трансляцию базовых знаний (например, вузовская профессура) часто дискредитирует себя тем, что действительно под видом базовых подсовывает просто устаревшие знания. Точной границы между базовыми и устаревшими нет, и тем более нет экспертной инстанции, способной отличать одно от другое. Спор о компетенции – это всегда спор о социальном доминировании, поэтому начинается противостояние  "учащихся и "учащих" в ходе которого "студенты" склонны занижать значение базовых заний, и выдавать их за устаревшие, а профессора – соответственно завышать их значение, не признавая свое отставание.
Дополнительным фактором является то, что "актуальные знания" куда эффективнее "базовых" с точки зрения имитации компетентности – поскольку носитель компетентности всегда должен быть "в курсе последних достижений", и именно это открыто и навязчиво демострируется, в то время как наличие базовых навыков лишь молчаливо предполагается.      
Все это вместе взятое не может не приводит к тому, то процесс "передачи", "трансляции" терпит больший ущерб, чем это было бы целесообразно- и это является  одним из объяснений того, что все чаще идут разговоры о происходящем во всем мире деградации некоторых профессий (инженерной, архитектурной).  
Восхищение профессиональным уровнем специалистов прошлого часто связан именно с тем, что хотя они и не знали наших "последних достижений", но могли спокойно и не отвлекаясь сосредоточится на овладение основами профессии.

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: