КОНЦЕПЦИИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ АВАНГАРДА

Курс Натальи Смолянской, куратора художественных проектов, доктора философии.
Курс лекций Натальи Смолянской посвящена попытке ответить на вопросы, посвященные авангарду. Необходимо выявить, с какими художественными практиками, идеями, философскими концепциями и культурно-историческим контекстом связано явление «авангарда», и можно ли однозначно определить его исторические границы. Предстоит рассмотреть, насколько авангарды ХХ века отрицают художественное наследие прошлого, и насколько важно для них наследие века ХIХ. Можно ли говорить об авангарде по отношению к современному искусству? Почему сегодня, в разговоре о политическом характере искусства, снова обращаются к опыту авангарда?

Темы лекций курса Натальи Смолянской:
2 мая – Концепции и исторические практики авангарда. Критический потенциал искусства и его осмысление в «теориях авангарда». Значение Франкфуртской школы и новой литературной критики в развитии исторической теории авангарда Питера Бюргера. Авангард и критика «института искусства». Генеалогия институциональной критики и авангарда: парижские Салоны XIX века и художественная критика.
7 мая – История термина «авангард»: этические значения и милитаристский пафос. Идеи истории и прогресса у истоков формирования авангардных течений в искусстве. Теории прогресса и русский авангард. Темы науки и искусства, революции и искусства в философии А. Богданова. Пролеткульт. Революция и авангард. Критика прогресса в концепциях авангарда и нео-авангарда.
14 мая – Авангард и современное искусство: трансформация произведения искусства, отношения художник – зритель и действующих эстетических категорий. Нейтрализация эстетического объекта в искусстве авангарда, стремление к «объективному» искусству. Дематериализация произведения искусства в нео-авангардном искусстве: от исторического авангарда до современности. От эстетического объекта к действию: перформанс и его роль в искусстве авангарда.
21 мая – Пере-определение искусства в 70-е годы и исторический авангард. Реди-мейд и особая роль Дада в искусстве авангарда. Критика автономии искусства. Стирание границ между «высоким» и «низким» искусством. Поп-арт. Модернизм и авангард. Климент Гринберг. Синтез искусств и проблемы восприятия в концепциях и творчестве авангарда. Пропедевтика исторического авангарда. Расширение эстетического поля и открытие нового понятия: «пространство» в искусстве исторического авангарда и его семантическое означивание. «Лингвистический поворот» и «языки искусства».

Похожие записи:

Самые новые записи: