Прокат автомобилей в праге полезная информация аренда авто в праге.

Кто покупает современное искусство?

BBC Russian: Рынок современного искусства никогда бы не смог развиться до такой степени, как сейчас, не приди на него инвесторы из развивающихся стран. Однако в отличие от Китая, который стал центром этого рынка, Россия не играет пока на нем никакой роли.

"Главное отличие российского коллекционера от западного в том, что первого надо чаще всего "образовывать", когда он приходит к тебе в галерею и говорит, что хочет инвестировать в искусство, а западного – не надо", – рассказывает одна московская галеристка.

Популярность инвестиций в искусство стала резко расти в середине нулевых, когда на арт-рынок хлынули молодые инвесторы из развивающихся стран – БРИК и Ближнего Востока.

Эти инвесторы в первую очередь интересуются современным искусством, отмечают эксперты. За три года Китай стал крупнейшим арт-рынком в этой области, обойдя США, который был с 1964 года основным рынком современного искусства.

Тогда на венецианской биеннале первый приз получил американский художник Роберт Раушенберг, положив конец, так называемому, ретроспективному искусству, демонстрировавшемуся на биеннале до середины 60-х.

По данным Artprice, на Китай приходится 33% рынка современного искусства, в то время, как на американский – 30%, на британский – 19%, а на французский – 5%.

"Современное искусство второй половины двадцатого века понятно молодым бизнесменам, у которых, возможно, нет времени ходить по музеям и галереям или читать книги и листать каталоги", – аккуратно отмечает сотрудник одного инвестиционного фонда, который попросил не называть его имени.

В Азии, России и на Ближнем Востоке покупка предметов искусства имеет большую экономическую, культурную и "статусную" коннотацию. Никого уже не удивишь дорогими виллами на Лазурном побережье или яхтой, рассказывают западные арт-дилеры (все они, правда, в этом месте даже не пытаются сдержать усмешку). А картиной импрессиониста на стене виллы или яхты еще можно.

Инвесторы налево, коллекционеры направо

Яйцо Фаберже

Коллекция яиц Фаберже, купленная Виктором Вексельбергом, редко, но все же выставляется в музеях, в отличие от многих других работ российских коллекционеров

"Инвесторы в искусство становятся коллекционерами, а коллекционеры – инвесторами", – говорит директор аукционного дома Christie’s в России Мэттью Стивенсон.

Картина в коллекции продается с премией в 20%, говорит Стивенсон.

Но чтобы создать хорошую коллекцию, надо потратить много времени и узнать не только качество и подлинность работы, но и историю жизни художника, и историю создания картины, рассказывает Мэттью Стивенсон.

"Можно купить слиток золота, положить его в сейф и передать по наследству, а можно положить туда картину", – говорит директор направления Private Banking "Тройка Диалог" Алексей Голубых.

Хранить картину (или коллекцию) в сейфе характерно для инвесторов в искусство, а не для коллекционеров. Консультанты сразу предупреждают инвесторов, что инвестиции в искусство не ограничиваются только затратами на покупку работы – если покупка осуществлялась через аукционный дом, то процент отчисляется организаторам торгов, а если через галерею – то ей.

Кроме особенных условий хранения и доставки, отдельной статьей расходов проходит страховка. Краска трескается, а срок жизни инсталляций еще меньше. Как, например, застраховать 13-метрового щенка Джеффа Кунса, покрытого цветами? Или разрезанную корову в формальдегиде Дэмиана Херста?

В России не развита инфраструктура, сопутствующая арт-рынку современного искусства, и мошенничества больше, чем на Западе, говорит Алексей Голубых.

Китайское Эльдорадо

Инвесторы в искусство сильно различаются в зависимости от страны, говорят специалисты. Например, китайские покупатели искусства, отмечают составители обзора "Рынок современного искусства в 2011 году" Artprice, за исключением небольшого числа настоящих ценителей искусства, делают это по спекулятивным намерениям или для "социального престижа".

Когда китайские инвесторы хотят диверсифицировать портфель вложений, то они чаще всего обращаются к товарам класса люкс, отмечают аналитики сайта Artprice, поэтому для них купить картину современного художника в модной западной галерее все равно, что купить что-нибудь в бутике Луи Виттон.

Пока китайским инвесторам интереснее покупать китайское искусство. В доказательство этому в списке десяти самых дорогих работ 2010 – 2011 годов половина – китайских авторов. После Sotheby’s и Christie’s по объему торгов современным искусством в 2010 – 2011 годах третье место занял китайский аукционный дом Poly International.

В 2012 году Poly International планирует разместить акции на нью-йоркской бирже, где до сих пор торговались только акции Sotheby’s. В 2011 году другой китайский аукционный дом China Guardian объявил о намерении открыть представительство в Лондоне, а Poly International – в Нью-Йорке.

Российских инвесторов на рынке искусства гораздо меньше китайских. Равно как и работ русских художников на мировом рынке немного.

В списке Artprice 400 самых дорогих работ современного искусства второй половины XX века только два художника (три, если строго говорить): Семен Файбисович и Виноградов и Дубоссарский. И все в нижней части списка. Китайских имен в этом же списке 183. Хороших работ русских художников XIX века на рынке тоже мало, говорят специалисты.

А если вдруг на торги будет выставлена картина Малевича, то за ней будут охотиться не только русские коллекционеры, но и все те, кто собирает художников XX века.

Кстати, в списке самых дорогих когда-либо проданных картин из русских имен числится только Малевич (если, конечно, не считать Ротко, который уехал из СССР в Америку).

Русские коллекционеры: от Щукина до Авена

Афиша выставки Матисса в Лондоне

Русских художников на современном арт-рынке почти нет

Российские инвесторы готовы потратить на альтернативные вложения от двух до десяти млн долларов, говорит Алексей Голубых. В среднем, они могут выделить на покупку предметов искусства от 5 до 10% дохода.

В России нет той культуры коллекционирования, которая была в XIX веке и которая существует на Западе, где коллекция выставляется на обозрение публики в галерее (за счет чего растет стоимость картины), рассказывает эксперт.

"Большинство инвесторов русских собирают свои коллекции не в России, а в других странах, где это менее опасно с точки зрения инфраструктуры, и где мошенничества меньше, – объясняет Голубых. – У нас нет в России таких известных инвесторов, которые создали бы коллекцию и часто демонстрировали бы ее. Вот на Украине Пинчук создал же целую галерею, в которую можно ходить".

Известно, что Виктор Вексельберг приобрел коллекцию ювелирных яиц Фаберже, а Петр Авен собирает авангардистов. Но если первый делал несколько выставок, то коллекцию главы Альфа-банка можно увидеть только по личному приглашению.

В 2000-х глава сети парфюмерных магазинов "Арбат Престиж" Владимир Некрасов намеревался открыть музей современного искусства, в котором бы показывал свою коллекцию советских художников, запечатлевших всю партийную номенклатуру. Однако в 2008 году сам предприниматель был арестован по подозрению в неуплате налогов организацией, а спустя три года его парфюмерная империя прекратила существование. Сейчас коллекция портретов Сталина и Берии распродается.

Более того в России плохо развит внутренний рынок искусства, считают многие специалисты. "Если нам самим не интересно русское искусство, то почему оно будет интересно кому-то еще!" – рассказывает частный консультант, помогавший собирать коллекцию западному банку.

На торгах русского искусства, который крупнейшие аукционные дома устраивают ежегодно, большой популярностью пользуются уже традиционные русские художники начала XX века Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, отчасти потому что они жили за рубежом, и там их имена знают.

Однако в верхней части списка художников с самыми быстрыми темпам роста стоимости их работ, составляемом Artinvestment.ru, ни одной из этих фамилий нет.

BBC Russian – Экономика – Кто покупает современное искусство?

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: