Лихачев-миф

Кто сможет удержать человечество у края пропасти? Если не воля Божия, то только разумные, образованные, добрые интеллигенты, человеколюбивые и бескорыстные альтруисты. Надежду на то, что подобные люди сохранились на Русской земле, вселяет легендарная личность академика Д. С. Лихачева. В конце 80-х неожиданно возник «феномен Лихачева». Появление этого «феномена» Д. А. Гранин объяснял так: «Когда режим немного ослаб, общество почувствовало потребность в человеке, которого можно любить, которому можно верить, который является не то, что идеалом, но радостью души». В 90-е гг. образ академика мифологизировался, и получил распространение апологетический Лихачев-миф об идеальном русском интеллигенте. Этот миф представлен, во-первых, в повествовании о замечательных деяниях героя, во-вторых, в многочисленных высказываниях Дмитрия Сергеевича о сущности интеллигентности и модели подлинного русского интеллигента.

Начнем с деяний. Общественная активность Д. С. Лихачева развивалась по трем направлениям: 1) научная деятельность в области древнерусской литературы и в смежных областях, которая принесла ему мировую славу; 2) защита памятников истории и культуры, которая вызывала неудовольствие невежественной власти; 3) этическая проповедь в средствах массовой информации, принесшая ему широкую популярность, доверие и авторитет.

Нет необходимости перечислять научные достижения Дмитрия Сергеевича, которые хорошо известны специалистам и получили международное признание. В 1970 гг. он был избран действительным членом Академии наук СССР, еще раньше – в 1963 г. его избрали иностранным членом Академии наук Болгарии, а после 1971 г. он стал членом еще десяти иностранных академий. Д. С. Лихачев – почетный доктор одиннадцати европейских университетов и одного отечественного – Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Научные исследования сочетались с популяризаторской деятельностью академика. Помимо популярных изданий «Слова о полку Игореве»,  он публикует очерки о классических произведениях литературы Древней Руси – «Великое наследие» (1975 и 1980), он инициатор и участник монументальной серии «Памятники литературы Древней Руси», выходившей с 1978 г. в издательстве «Художественная литература», под его редакцией вышло учебное пособие «История русской литературы X–XVII веков» (1980 и 1985). Впечатляющими свидетельствами широты его культурного кругозора могут служить книга «Литература – реальность – литература» (1981 и 1984), где содержится подборка интереснейших комментариев к произведениям Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского, Лескова, Толстого, Блока, Ахматовой, Пастернака, которые Дмитрий Сергеевич объединяет понятием «конкретное литературоведение», и очаровательная «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей» (1982 и 1991).

Теперь, по необходимости кратко, о культурозащитной деятельности. Дмитрий Сергеевич решительно выступал, начиная с 60-х годов, против амбициозных планов перестройки Невского проспекта, модернизации Екатерининского парка в Пушкине и Петергофского парка. По словам Д. А. Гранина, «Он стал препятствием для ленинградских властей, для их безумных, невежественных, корыстных проектов. Он стал значительным препятствием – вокруг него объединялась общественность. Ей был нужен лидер, и этим лидером стал Лихачев»1. Благодаря Д. С. Лихачеву сохранился Земляной вал вокруг Новгорода, были спасены от разрушения многие храмы.

В этой деятельности особенно ярко проявились такие качества Лихачева-интеллигента, как толерантность и благоговение перед культурой. Эти же качества подсказали Лихачеву-ученому в 70-х гг. перспективное и очень важное направление научной деятельности – экологию культуры,
которое закономерно привело Лихачева-публициста к разработке Декларации прав культуры. Эта декларация – хорошо продуманный и конструктивный документ конца ХХ столетия, который мог бы служить основой для государственной культурной политики в России и в других странах.

Декларация была одобрена Конгрессом российской интеллигенции в 1997 г. и рекомендована для введения в действие на территории Российской Федерации, но, к сожалению, дальше дело не пошло. Интеллигентское обаяние Дмитрия Сергеевича сделало его выступления по радио и телевизионные «Встречи в Останкино» нравственными акциями для массовой аудитории россиян. Он рассуждал доходчиво и просто о главных жизненных ценностях, о добром и прекрасном, о России, культуре, русской истории, о науке, литературе, об интеллигенции. Он не был красноречив и артистичен, но в его речах непринужденно и неожиданно появлялись эрудиция, житейский опыт, иногда – мудрость, которые заставляли доверять ему и восхищаться им. Незаметно академик Лихачев сделался совестью нации, пожалуй, это вершина русской интеллигентности, покорить которую удалось очень немногим.

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: