Медиа-пресс

Слово "пресса" в приложении К СМИ отныне не слишком верно
Сетевые СМИ и традиционная пресса, приходящая в сеть, еще недавно были разделены глухим барьером. Первые верстались программистами или полупрограммистами, знавшими языки разметки гипертекста и другие языки программирования, применяемые при построении сайтов; вторые выглядели бедно и странно, поскольку такого рода специалистами были небогаты. Сетевыми СМИ управляли первые представители остромодной сейчас профессии контент-менеджера (редактор, обладающий первичными навыками маркетолога, рекламиста, программиста, верстальщика, дизайнера, программиста и пр.); сайты "бумажной" прессы вообще обычно до недавних пор никак не управлялись. Наконец, первые занимали первые строчки сетевых рейтингов по количеству посещений; а вторые, какими бы популярными они ни были в офлайне, исполняли в лучшем случае роль середнячка в сетевой табели о рангах. Надо сказать, что эта ситуация, сложившаяся в русской Сети, была практически уникальной (по сравнению с другими странами). И неправильной.

Практически все крупные издательские дома "реального мира" наступили в свое время на одни и те же грабли -они пытались брать деньги за свою продукцию напрямую. То есть -хочешь прочитать статью, изволь заплатить мзду, пусть небольшую. И неважно, откуда берется статья – из текущего выпуска издания или из архива, у которого обычно совсем другой читатель. Конечно, дело не в том, что не нужно пытаться извлечь прибыль на каждую единицу вложенного труда. И журналисты, и издатели точно так же заслуживают оплаты, как продавцы или летчики. Однако тем, кто в силу своей профессии раньше пришел в Интернет (программисты, ученые, провайдеры) и провел там некоторое время, было ясно, что Сеть функционирует по-особому. И деньги лучше получать не на продаже информации, а на сопутствующей ей рекламе, ко-брэндинге и прочих, несколько более, чем прямая продажа, замысловатых вещах. Именно поэтому учредителями виртуальных информационных проектов выступили концерны, корпорации, а то и частные лица, работающие на стыке компьютерной и новостной индустрий. Так в России появились Zhurnal.Ru (участников его "первого состава" можно сейчас обнаружить чуть ли не в половине крупных медийных проектов), Polit.Ru, Russ.Ru, Gazeta.Ru, Vesti.Ru, Utro.Ru, Deadline.Ru, Km.Ru и другие издания, успешно действующие ныне на медийном рынке.
Итак, "газетная" ниша на сетевом рынке если уже не занята полностью, то обжита достаточно плотно. Ниша, которой мы дадим условное название "ленты новостей", практически оккупирована двумя монстрами – Rbc.Ru и Lenta.Ru. Первый, хоть и основан вполне офлайновой консалтинговой компанией "Росбизнесконсалтинг", с полным правом может считаться сетевым изданием, ибо с самого начала был спроектирован "под Сеть", не имел и не имеет никаких бумажных аналогов. Lenta.Ru, занимающая промежуточное положение между информагентством и постоянно обновляемой газетой, была создана известным журналистом и продюсером Антоном Носиком в рамках ФЭПа (Фонда эффективной политики), который тоже не занимается издательским делом в офлайне.
А что же тем временем поделывает "обычная" пресса -ведь к настоящему моменту уже у всех изданий национального масштаба есть свои нормально функционирующие сайты? Мы не станем здесь подробно разбирать положение каждого издания, отметим лишь, что в целом ситуация с "нормальными" СМИ куда как далека от идеальной, хотя постепенно исправляется. За деталями любопытствующий может обратиться по адресу counter.rambler.ru/top100, где находится общесетевой рейтинг сайтов, по мере возможности исполняющий роль внешнего аудита посещаемости. Многие представители онлайновых издательских проектов склонны даже считать, что теперь, мол, нечего бояться – ясно, что "сетевая" пресса победила. Как представляется, они правы лишь наполовину – победила лишь идея, а не ее носители. Мне представляется совершенно несомненным, что большая часть успешных сетевых изданий в течение года будет выкуплена офлайновыми новостными корпорациями, осознавшими, что просто выложить статьи в Сеть недостаточно, нужно их адаптировать и "продавать" читателю, пользуясь специфическими сетевыми приемами. Вместе с тем "нормальная" пресса сама себя поставила в положение догоняющей – за то время, пока до ее боссов "дошло", порог вхождения в этот бизнес поднялся с практически нулевой отметки до многих десятков, а то и сотен тысяч долларов.

Быковский Е.
// Итоги. 2000. 18 апр.

Похожие записи:

Самые новые записи: