Мифология и авторские куклы

«Существует некий параллельный мир. Иногда мы там оказываемся случайно, иногда, мимолетно заглянув, проходим стороной, иногда нас туда затягивает, и с этим ничего нельзя поделать. Это мир зазеркалья, снов, мистики, трансцендентальности, вакуум между живым и мертвым, а проводником туда является кукла. Так думали наши предки, для них маленькая фигурка, повторяющая пропорции человека, была попыткой преодолеть страх смерти. … Приоритеты, провозглашенные современными мастерами авторской куклы – первичность образа, отражение объективного мира через субъективную пластику, баланс материи и идеи, символичность языка, – говорят о реинкарнации мифологического наполнения куклы»

Анна Ильичева

История куклы началась приблизительно 30-35 тысяч лет назад. В древности кукла обладала сакральным значением – символические двойники людей использовались в обрядах, связанных с культами умерших предков и сотворения мира. Постепенно она отделилась от человека и тем самым поменяла религиозно-мистический ореол на светский. Кукла стала принимать активное участие в театральных спектаклях, использовалась для демонстрации модной одежды, получила популярность как игрушка.

Авторская художественная кукла, созданная в противовес идеологии конвейерного функционализма, провозглашает другие приоритеты – первичность образа, отражение объективного мира через субъективную пластику, баланс материи и идеи, символичность языка. Все это говорит о реинкарнации мифологического наполнения куклы. Художники вернули кукле сакральное значение, только ритуал изменился. В древности кукла повторяла и заменяла человека, сейчас она стала способом художественного высказывания и обрела свободу. Авторская кукла – второе "я" художника.

Представленные работы с трудом можно назвать куклами. Зачастую это вообще бесполые существа: куклы знаки, аллегории, маски театра абсурда, авангардные миниатюры, трехмерные композиции, наив, абстракции… Играть с ними, как играют дети, мало кому придет в голову, потому что они находятся вне утилитарно-практического пространства и представляют собой объекты для созерцания, эстетического переживания. Это отражение отголосков старых и формирующихся новых мифов современного человеческого общества.

Похожие записи:

Самые новые записи: