Модная одежда и кока-кола

Современная Япония — это страна с высокоразвитой экономикой и современными передовыми технологиями, с одним из самых высоких в мире уровнем образования и потребления, с впечатляющими социальными достижениями. Как и другие ведущие государства, она пребывает в том состоянии, которое социологи определяют понятием «постиндустриальное общество». Его формирование вошло в активную стадию в послевоенные годы на фоне стремительного развития экономики, появления новых жизненных стандартов под воздействием процессов урбанизации, информатизации, роста социальной мобильности и т.д. И, как в других подобных государствах мира, в Японии сегодня все ярче заявляют о себе устойчивое формирование менталитета потребителя, отказ от духовных ценностей в пользу материальных, нарастание индивидуализма в противовес традиционным коллективистским ценностям.

Еще с начала 1960-х годов с тревогой заговорили о стремительной «американизации» японской культуры, способствующей формированию качественно нового сознания молодого поколения страны и качественно новой культуры — массовой. Речь шла о лавинообразном проникновении в Японию образцов американской культурной индустрии через каналы средств информации, кино, литературу и т.д.

Улицы Токио наполнились юношами и девушками с выкрашенными в невероятные цвета волосами, одетыми, по представлениям того времени, в чудовищные наряды. Ведь купить модную женскую одежду, как и мужскую, в новейшие времена стало необыкновенно просто. Американские программы стали постоянно транслироваться по телевидению, американские фильмы наводнили японский киноэкран. Повсюду — на концертных площадках, в многочисленных барах — зазвучал американский джаз, уступивший впоследствии место тяжелому року. Эти явления казались многим настолько всеохватывающими, что в мире заговорили о гибели японской культуры. Даже такой прозорливый человек, как Чарли Чаплин, побывав в Японии, сказал, что там «много кока-колы и всего, что с этим связано».

Всё это — неотъемлемые атрибуты внешнего облика современной Японии. Но, разделяя с ведущими государствами все достижения и изъяны современной цивилизации, Япония сохраняет много традиционных черт, делающих весьма своеобразным процесс развития массовой культуры. Эта страна с богатыми древними культурными традициями никогда не порывала со своим прошлым. Японцы всегда старались перенимать из-за рубежа только то, что отвечало их традициям, отвергая все то, что им противоречило, и ассимилируя все лучшее и передовое с исконно национальным. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что в японской среде массовая культура имеет самую благоприятную почву для широкого распространения. Это — национальный менталитет, который основан на принципе группового сознания, и традиционные формы коллективной художественной деятельности, такие как совместное любование природой, многочисленные национальные праздники, стихотворные, песенные и иные турниры и конкурсы и т.д.

Наверное, благодаря редкому культурному сплаву традиционного и иноземного Япония сегодня оказалась способной дать достойный ответ продолжительной гегемонии США в области массовой культуры. В середине XX в. Япония бросила экономический вызов мировому сообществу, за ним последовал новый — культурный.

Катасонова Е.Л. – Японцы в реальном и виртуальном мирах

Похожие записи:

Самые новые записи: