Может ли богема отделиться от государства?

Хорошая статья об Ужуписской Республике в “Огоньке” – правда, глубокий архив… 2004 год.

Может ли богема отделиться от государства? Пытается. В одном из районов старого Вильнюса, в Заречье, стихийно возникла почти независимая «Республика Ужупис»

В Ужуписе есть своя Конституция, президент, граждане. Есть валюта евроуж и газета «Глашатай Ужуписа». Ее главный редактор Томас ЧЕПАЙТИС благополучно трудится и министром иностранных дел республики. С ним нам и привелось повидаться.

– Томас, проект «Ужупис» — это отдельно взятый дом, отдельно взятая страна или отдельно взятый образ жизни?

– Это попытка реализовать некую утопию. Мы учли грустный опыт воплощений всех предшествующих утопий, поэтому не пытаемся перестроить мир, а просто хотим сделать его приятным для своего существования. Создать маленькую страну, где может быть хорошо. Куда можно удалиться и раствориться. Сбежать. Перебежал речку по мосту и… ты в абсолютной безопасности в этой мифологической стране. Так как все мы, если использовать метафоры, гонимы, то в некотором смысле — это тоже одна из метафор получается. То есть Ужупис — мифологическая реальность.

Сейчас в Ужуписе проживает около 7 тысяч человек. В основном, кстати, это обыкновенные жители, простые обыватели, как мы говорим: кто родился, тот и пригодился. В советское время живописный Ужупис облюбовали художники. В старых домах — в подвалах и на чердаках — хватило место мастерским. Их заняли и талантливые авторы, и примкнувшие, те, что традиционно сопутствуют культурной богеме любого поселения. Весь этот литературно-художественный стиль быстро превратил Ужупис в подобие Монмартра. Старожилы припоминают, что в Ужупис как-то приезжали и настоящие монмартровцы, повесили там доску, что «мы все то-се, друзья-товарищи». Но потом уехали обратно, и движение это никуда не развилось. Но литовский образ Монмартра, увенчанный собственным флагом, остался, как осталась и полудетская кутерьма ужупинских обитателей.

Говорят, новый мэр Вильнюса, американский гражданин из бывших литовских эмигрантов, первым купил квартиру в Ужуписе. За ним потянулся истеблишмент. Так практически в считанные дни Ужупис стал самым модным и престижным районом Вильнюса. А квартиры и дома — самыми дорогими. Все развалины пошли на продажу. Пришлось потесниться и художникам, а многие мастерские мигом превратились в модные галереи. Томас расстраивается, что устроенный богемой творческий шум и гам восприняли так банально — попросту скупили весь ужупинский колорит. Но на удивление в большинстве своем небедные граждане оказались очень приятными людьми и даже выделяют средства на всякие забавные мероприятия, смешные проекты и дурацкие причуды. В частности, дают деньги на республиканскую газету. И особенно не мешают, когда творческие единицы, собравшись вместе, шумят по привычке. Что ж, за этим и приезжали. Бизнесу нравится такое необременительное участие в богемной жизни Ужуписа.

Так или иначе, но уже семь лет, как зареченские идеологи официально зарегистрировали республику Ужупис в форме издательства «Республика Ужупис» (русский перевод) — так удобнее общаться с другими властями. Еще несколько организаций определяют основные интересы местных жителей — клубы, галереи, Центр альтернативного искусства. Народ этой республики живет по закону — по Конституции. Что поделать, идеологическая мораль существует в любом государстве и при всяком государственном устройстве.

– Наша Конституция переведена на 13 языков, ее текст выбит на металлических листах, которые вывешены в «Родных Стенах» — самом известном кафе Ужуписа.

Основы Конституции разработал президент Ромас Лилейкис, известный литовский режиссер. Президент у нас узурпатор и имеет пожизненную власть. При президенте существует королева, которая избирается ежегодно. Она должна только сидеть красиво — это единственное условие. Главный конституционный девиз звучит так: «Не побеждай, не защищайся, не сдавайся».

В Конституции 45 пунктов, определяющих чисто зареченские жизненные установки.

  • Человек имеет право лениться.
  • Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь.
  • Человек имеет право все или почти все понимать.
  • Человек имеет право быть наивным и вообще ничего не понимать.
  • Человек имеет право быть любой национальности.
  • Человек имеет право с наступлением холодов улететь вместе с дикими гусями в дальние страны.

Что касается свободы, это, на мой взгляд, мифологема, и я бы обращался с ней весьма осторожно, потому что идея свободы сама по себе очень извращенная. И не стал бы легко жонглировать этой сомнительной категорией, о которой сами имеем только догадки.

Попыток создать «вольные города» было много. Выжили лишь Христиания в Дании и Фримонт в США

ogoniok.com/archive/2004/4847/20-26-27/

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: