Муранское стекло и витрины

Возможно, самыми острыми из недавних фотоконцептуалистов оказались художники из Ванкувера, Иен Уоллес, Родни Грэхэм, Кен Лам и Джеф Уолл. Из них последний добился международной известности, детальнейшим образом создавая события, взятые не из жизни, а выстроенные исключительно для камеры, хотя все они выглядят так, словно камера зафиксировала их случайно: пустячные происшествия на рабочем месте, уличные сценки, моменты общения представителей разных классов общества. В 80-х Уолл представил эти сцены в виде больших прозрачных пленок, помещенных в подсвеченные стеклянные витрины того типа, который используется в дорогой уличной рекламе, например в той которая представляет муранское стекло украшения. Они преподносились как нечто вроде «живописных картин из современной жизни», концентрированный бульон симптоматичных подробностей пестрого городского быта. Зрителю при этом следовало понимать, что это работа ни в коем случае не документальная. Напротив и вопреки своей похожести на кадры из фильмов, ранние фотоработы Уолла были попыткой воплотить идею Бодрийяра: ухватить мимолетное, случайное и эфемерное — и сделать это в традициях высокого искусства, воплотить радости и страхи капитализма, иронию, потери и катастрофы глобального экономического порядка. «Я работаю внутри капитализма, с диалектикой капитализма и антикапитализма, — сказал Уолл в одном разговоре, — и то и другое обладает непрерывной историей внутри современности, это и есть современность… Общественный порядок, если посмотреть на него хорошенько, всегда будет поддерживать создание образов принуждения инесвободы, и мы нуждаемся в этих образах, хотя и не только в них. Поэтому я работал над картинами, в которых говорится о сопротивлении, выживании, коммуникации и диалоге, над сценами, вызывающими сочувствие, над репрезентацией сопереживания… тут нет резкого разграничения между этими двумя направлениями, в которых я работаю». На самом деле и более всего он занимался конструированием фотографических сцен — точно так же, как художник выстраивает композицию. «Именно всеохватывающая ценность изображения, не говоря уж о чувственном опыте заключенной в нем красоты, обосновывает все самое значимое в искусстве, все, что расходится с косными формами вещей и их видимостью». Зайдя так далеко, что воплотил сочувствие, свойственное художественной традиции домодернистских времен, Уолл, можно сказать, возобновил изобразительную практику через отрицание самого концептуального искусства.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: