«Мухоморы» в квартире Никиты Алексеева

Блин, жизненно важно для карьеры познакомиться с художником Никитой Алексеевым. Боюсь, придется даже для этого превозмочь свои провинциальные комплексы и съездить в Москву.

В 80-х годах прошлого века информация из Америки и стран Запада уже сравнительно свободно поступала в Советский Союз: неоконцептуализм, Ист-Виллидж-арт и симультационные стратегии были приняты к сведению и горячо обсуждались, пусть даже художники не вполне понимали породивший их социально-экономический контекст. В особенности же в России Ист-Виллидж-арт и его последствия — или, говоря шире, возвращение к монтажной эстетике в американском постмодернизме — оказали влияние на концепцию так называемого апт-арта (апт — от apartment, квартира). Апт-арт принял форму устройства выставочных показов в частных квартирах и начался в 1982 г. экспозицией группы «Мухоморы» в квартире Никиты Алексеева. Участники ее не занимались чистой живописью. Они собирали городской хлам и старые плакаты, создавали намеренно китчевые ассамбляжи, пародирующие грубое нутро позднесоветской жизни, убогих публичных пространств и тесного, тусклого квартирного быта. Апт-арт занимался чем-то вроде любительских самоделок по борьбе с загрязнением окружающей среды, мотивируя это «перенасыщением наличных пространств» (Свен Гундлах) или «лавиной текстов, надписей и плакатов» (Анатолий Жигалов). Саркастические и красочные, эти битком набитые инсталляции парадоксальным образом подрывали различие между искусством и жизнью. Поскольку искусство выставили из музеев и галерей, в обычной домашней обстановке возник новый вид выставочного пространства: над мойкой, по потолку, даже в холодильнике и вокруг него.

Группа «Мухоморы» Первая выставка апт-арта

Группа «Мухоморы» Первая выставка апт-арта, 1982
Квартира Никиты Алексеева, Москва

В выставке приняли участие семнадцать художников, входивших в четыре объединения: «Мухоморы» (Свен Гундлах, Алексей Каменский, Константин Звездочетов, Сергей и Владимир Мироненко), группа, известная как "S/Z* (Вадим Захаров и Виктор Скерсис), супружеская пара Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова и группа «КД» (Коллективные действия), включая Андрея Монастырского. В 1986 г. выставку реконструировал в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке Виктор Тупицын.

Далее

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: