Не только мебель для прихожих

Срединную позицию между США и Европой занимал художник и скульптор Джон Армледер, родившийся в Швейцарии, но работающий в Европе и Нью-Йорке. Корни Армледера как художника идут к «Флуксусу», к работам Джона Кейджа, к перформансам. Внимание критики начала 80-х привлекли его абстрактные полотна с кругами и решетками, попавшими туда с раннемодернистских картин, но большего успеха он добился позже, выступив с так называемой «мебелью-скульптурой»: мебель для прихожих и предметы обстановки «секонд-хэнд», принесенные с улицы, аранжировались в живописные группы и расписывались в супрематистской стиле, а потом, после выставки, их снова выносили на улицу. «Там была большая софа, распиленная пополам ее бывшим хозяином, — рассказывал Армледер про один из таких проектов, — что позволило нам втащить ее на второй этаж, потому что галерея в тот момент располагалась в квартире, где жил ее владелец, Джон Гибсон. Он прямо посерел, когда понял, что придется жить в компании с этой прогнившей мебелью, пока не кончится выставка». Формально говоря, скульптурные группы Армледера выглядели как перемещение живописи в реальное жизненное пространство. Заповеди «Флуксуса» заставили художника принять стратегию «игры в декоратора», в полном согласии с тем, что он назвал «циничной девальвацией предприятия», то есть искусства.

Поставив себе задачу смести различия между искусством и хламом, Армледер применил эстетический ход, уловку, усвоенную затем многими художниками этого направления: эксплуатацию выброшенного и никчемного как повод для философских и эстетических размышлений. Исходная точка гамбита — «презентация» хлама как артефакта, его финиш — вполне зрелое, как принято теперь говорить, «искусство инсталляции». Последнее мы сейчас и рассмотрим. Формально, такой сдвиг затронул существо художественного материала, значительно его усложнив, переведя градус выражения от минимального к максимальному. Еще один сдвиг — переход к ориентации на зрителя, а не на специалиста, при выстраивании отношений с традиционными художественными средствами и иерархиями искусства. Хотя первоначально слово «инсталляция» обозначало внедрение в экспозицию материальных предметов и их в ней организацию, эстетическое значение жанра гораздо шире и глубже. В каждом отдельном случае проект как бы строго вопрошал, что именно такое культурное пространство, как галерея или музей, понимает под своим назначением хранилища искусства.

Для своей первой выставки в Нью-Йорке Армледер прочесал уличные свалки и лавки подержанных товаров, подбирая там мебель «секонд-хэнд». чтобы после закрытия экспозиции снова вернуть ее на улицу. Вторичная репрезентация немодной мебели, украшенной минималистской или супрематистской живописью, в приведенном здесь случае демонстрирует триптих с «пятнами увеличивающегося диаметра, нарисованными в центре каждого кресла, как спереди, так и сзади»

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: