Не только надгробные памятники

Развитием общего парадокса искусства явилась тенденция размещать произведения искусства (и это, что характерно, часто произведения критически-вызывающие) за пределами выставочных помещений, по существу устанавливая новые отношения с пространством. Манера работать «снаружи», на территории города, может напомнить читателям те времена, когда деятели контркультуры выезжали в пустыни, в леса и на поля, в общем, повсюду, где можно действовать, не считаясь с волей куратора. Контр­монумент — явление как раз этого порядка. Те контрмонументы, которые ориентированы на общественные здания или мемориальные пространства, заведомо привлекают широкое внимание и заинтересованно, порой даже весьма и весьма жарко обсуждаются. Кшиштоф Водичко получил образование в Варшавской академии изящных искусств в традициях конструктивизма и Баухауза, затем преподавал в Польше, а в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Его метод заключается в том, чтобы взять некий объект общественного значения и спроецировать на него изображение, смещающее или разрушающее его привычное содержательное наполнение, будь то мемориал павшим, надгробные памятники, памятник культуры либо административный центр. Это может быть проецирование руки Рональда Рейгана на фасад здания AT&T (1984), или свастики — в самый центр классического фронтона посольства ЮАР в Лондоне (1985), или предложение вложить костыль в руку памятника Линкольну, что на Юнион-сквер в Нью-Йорке (1986). Сам художник про свои «Публичные Проекты» (настаивая на написании с прописных букв), сказал, что «безжалостно динамичное пространство сегодняшнего города с его недвижимостью и неоднородностью экономического развития в особенности затрудняет общение обитателей города и приезжих посредством городских символов… Не разговаривать посредством городских памятников — значит отказаться от них и отказаться от себя, потерять и то и другое с точки зрения и истории, и современности…». «»Публичные Проекты» ставят под вопрос и функцию этой собственности, и право владения ею, — писал Водичко, — защищая публику-общество от публики-индивидуала, проекция раскрывает политические противоречия культуры капитализма… Нападение должно быть неожиданным, фронтальным и происходить ночью, когда тело здания спит после дневной суеты и видит себя во сне, когда у архитектуры ночные кош­мары». Разумеется, те весьма значительные сложности, которыми сопровождается получение заказа и разрешения на проведение таких акций, содержательно (и намеренно) отягощают их смысл. Также разумеется и то, что художественный музей, с его функциями хранилища, опоры и фильтра между старым и современным искусством, не мог не стать одной из мишеней Водичко.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: