О детских велосипедах тоже

Сегодня влияние анимэ простирается далеко за рамки этого визуального искусства, подчиняя себе и многие другие направления массовой культуры, в том числе и музыкальное, диктуя продюсерам свои коммерческие законы, композиторам — новые художественные идеи и новые направления творческих поисков, а исполнителям — актуальные тенденции сегодняшнего дня. Музыка для анимэ, а также видео- и компьютерных игр в наши дни чуть ли не самый востребованный в Японии популярный музыкальный жанр, который японцы открыли для себя благодаря сериалу «Гиперпространственная крепость Макросе» и его песне «Помнишь ли нашу любовь?» композитора Като Кадзухи-ко, ставшей, по существу, первым японским шлягером.

И это явление можно наблюдать практически повсеместно — достаточно вспомнить любимые всеми песни из наших мультфильмов (крокодила Гены, Чебурашки и других популярных персонажей), правда песни-то детские, и взрослому их примерить так же сложно, как например детский велосипед с ручкой. В Японии же анимэ — искусство всевозрастное, а потому песни часто пишутся в расчете как на детей, так и на взрослых. Но гораздо больше поражает другое: анимаци­онные ленты зачастую включают в себя не только песни, но и достаточно сложные музыкальные композиции, называемые «атмосферной музыкой»,— музыкальные темы и их вариации, призванные придать особое эмоциональное настроение тому или иному кинофрагменту или всему повествованию, как в классическом игровом кино прошлых лет. А это уже типично японские реалии. И еще чисто японский феномен: миллионные тиражи дисков с записями музыки для анимэ во всех возможных и невозможных вариантах — как саундтрек, как из­бранное и т.д., которые буквально не успевают поступать на прилавки магазинов.

О чем все это говорит? В первую очередь о всестороннем влиянии анимэ на жизнь японцев, но и, конечно, о высоком качестве самой музыкальной продукции такого рода, ставшей частью музыкальной культуры Японии. Часто в музыкальном оформлении анимационной ленты заложена чуть ли не основная идея фильма, четко прочитываются наиболее важные темы, настроения и т.д. Например, в сериале «Новое поколение Евангелион» композиция «Решающее сражение» приобретает особое смысловое звучание. Трагизм и напряженность сюжетной линии здесь весьма талантливо усиливаются за счет музыкальных средств: стремительной, пафосной мелодии с глухим прерывистым ритмом барабанного боя.

Кaтаcонoва Е.Л. – Японцы

Похожие записи:

Самые новые записи: