О странствующих подмастерьях в Европе

Понравилась статья с сайта БиБиСи -

О них почти не пишут в газетах, их не показывают по ТВ и даже в интернете придется усердно покопаться, чтобы найти подробную информацию о странствующих подмастерьях. Это уникальное явление, этот полутайный орден свободных ремесленников – «Gesellen» – чуть ли не единственный живой отголосок средневековой Европы.


Пока я пишу эти пафосные слова, проверяю электронную почту, отвечаю на телефонные звонки – по Европе идут пешком, едут автостопом, на велосипедах десятки людей в широкополых шляпах и черных вельветовых костюмах. При себе у них нет ни денег, ни мобильных телефонов. Им нельзя платить за проезд и оставаться на одном месте дольше трех месяцев.

Можно бродить по всей Европе, устраиваться на работу плотниками, каменщиками, кровельщиками, печниками, ювелирами, даже портными или шляпниками, но нельзя приближаться к родительскому дому ближе, чем на 50 километров. Мне даже рассказали о двух немецких подмастерьях, удачно нанявшихся на работу в Белоруссии.

Странствие, по-немецки «Walz», по старой традиции должно продолжаться ровно три года и один день. Подмастерье, закончивший странствие – не просто приобретал огромный жизненный опыт и профессиональные умения, но и получал допуск в негласную, особую касту, куда закрыт ход выпускникам ремесленных училищ, побоявшихся или не захотевших в свое время отправиться в длительное, изматывающее путешествие.

Три недели назад Владимир Мартусь, капитан исторического парусника «Штандарт», зимующего в Гамбурге, «выцепил», как он сказал, себе на борт трех подмастерьев. Они не просто шли мимо – добравшись до Гамбурга, трое плотников специально собирались посмотреть на русский корабль, воспроизведенный с чертежей петровского «Штандарта» 1703-го года. Флориан, 25-летний подмастерье-плотник из Ганновера, перед странствием даже заказал себе в ухо серьгу с кораблем – так мечтал поплотничать на парусном судне.

- А серьга – просто для украшения? – спрашиваю Флориана.

− Не только. В старые времена золотая серьга была вложением капитала – если с подмастерьем что-то случалось, серьгу продавали, а деньги использовали на лечение, или, не приведи Господь, на похороны.

Неделю с лишним Флориан, Доминик и Вибке строили навесные полати в кают-компании русского парусника. Теперь у команды «Штандарта» есть дополнительные спальные места. Подмастерья не получали за свою работу денег. Их плата – ночлег, еда и возможность летом принять участие в плавании на «Штандарте» по северным европейским морям.

Пришло время и подмастерьям пора разъезжаться в разные стороны. Они странствуют вместе уже полтора года. Устали друг от друга. Особенно это заметно по Вибке. Она девушка, а скидок на половую принадлежность не положено. Она еще не решила, куда пойдет дальше, поэтому останется на корабле еще пару дней. Флориан покинет корабль, но пробудет еще некоторое время в Гамбурге, чтобы не пропустить ежемесячную встречу своих «камараден» – таких же хмурых и суровых персонажей в широкополых шляпах.

Доминик родом из Швейцарии. Говорит с неповторимым акцентом. Он отправляется автостопом в Мюнхен – не только работать, но и навестить любимую девушку, которую не видел полтора месяца.

Доминик надел чистый, парадно-выходной «клюфт» – так называется этот специальный плотницкий костюм из грубого износостойкого вельвета. Он состоит из расклешенных брюк – чтобы опилки и прочий мусор не сыпались в ботинки, двубортной жилетки с большим вырезом, белой рубашки и пиджака. Клюфт в двойном экземпляре шьют на заказ, и это не дешевое удовольствие – около 500 евро.

Вещи подмастерья упаковывают в традиционные платки с символикой своего сообщества. Спальник, запасной клюфт, смена чистого белья, плотницкая линейка, зубная щетка и подарок девушке – Доминик, как и все ремесленники, путешествует налегке. В пути он не расстается с витым посохом – обязательным атрибутом подмастерья. Его перед странствием нужно сделать самому – найти в лесу скрюченный ствол дикой вишни и вырубить из него свой собственный, неповторимый вандершток.

В ратуше каждого города, где подмастерье устраивался на работу, он получает печать и личный автограф бургомистра, но только после того, как исполнит традиционное приветствие. Книжечка с печатями и подписями – официальный документ ремесленника, который он предъявит в свою палату по окончании странствия.

С Домиником мы расстались у автобана на Ганновер. Он просто встал у выезда на магистраль и поднял руку. Впереди 700 километров пути автостопом, встреча с любимой и еще полтора года и один день странствия.

Екатерина Соловьева – Би-Би-Си

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: