Свежая информация купить доктор пеппер здесь.

Онтологические формулы интеллигентности и интеллектуальности

Наступил конечный, завершающий этап наших изысканий, так сказать, момент истины. Бурная биография интеллигенции последних двух столетий и типичные черты различных ее поколений, конечно, отразились в рассмотренной нами интеллигентской мифологии. Теперь нужно сквозь туман противоречивых мифов рассмотреть реальные образы русской интеллигенции и зафиксировать их в виде онтологических формул.

Как следует из принятого нами понимания мифа, интеллигентский миф – не сказка, не беспочвенная фантазия, а сплав достоверного знания, квазирелигиозной веры и поэтического вымысла, символизирующий социально значимую идею, чаще всего – идею «нового человека», подлинного интеллигента. Познавательная ценность мифологии того или иного поколения интеллигенции в том, что раскрываются личностные качества, которыми должен обладать интеллигентный человек в данную культурную эпоху, т. е. декларируется его интеллигентность. Вряд ли мифические герои были широко распространены в реальной российской действительности, но они, несомненно, в ней встречались и служили образцами для подражания. М.Е. Салтыков-Щедрин очень точно описал «человекотворческую» функцию современной ему литературной мифологии: «Литература провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека… Типы, созданные литературой, всегда идут далее тех, которые имеют ход на рынке, и поэтому-то именно они и кладут известную печать даже на такое общество, которое, по-видимому, всецело находится под гнетом эмпирических тревог и опасений. Под влиянием этих новых типов современный человек, незаметно для себя самого, получает новые привычки, ассимилирует себе новые взгляды, приобретает новую складку, одним словом, постепенно вырабатывает в себе нового человека». Таким образом, мифология предвосхищает онтологию.

Обзор героической мифологии, позволяет составить галерею российских интеллигентов XIX – XX вв., которые, как выразился Салтыков-Щедрин, «наложили известную печать на современное общество». Галерея делится на две экспозиции: одна посвящена общекультурному истеблишменту, а вторая – субкультурной интеллигенции. Это деление необходимо потому, что статус интеллигенции был присвоен как общекультурной публике, так и оппозиционным субкультурам. В результате термин интеллигенция стал полисемичным, т. е. приобрел два значения:

  1. интеллигенция – социальная группа образованных и креативных (разумных, творчески активных) людей;
  2. интеллигенция – субкультурная группа единомышленников, следующих определенным этическим нормам.

Общекультурный истеблишмент составляют, главным образом, типичные группы профессиональной интеллигенции, такие как: духовенство, учительство, литераторы и журналисты, служители искусства, научные работники, медики, инженеры, государственные служащие, офицерство. В этих группах существует частная профессиональная мифология, но мы ее не можем включить в нашу экспозицию, потому что ее образы не охватывают всю общекультурную интеллигенцию и не отпечатываются на сознании общества в целом.

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: