Справедливость

Справедливость, если понимать ее в самом общем аксиологическом смысле, выступает как ценность адекватного оценивания (по качеству и степени ценности) и реализации такого оценивания, а также выводимых из него следствий. Поясним это, обратившись к двум разновидностям классической европейской аллегории Справедливости (Юстиции – justitia (лат.) – справедливость). Первая, наиболее известная, являет собой богиню с завязанными глазами и чашечными весами в руках.

Подразумевается, что она взвешивает (оценивает) совершаемое человеком (выбираемые ориентиры, намерения, способы поведения, поступки), соизмеряя их с ценностными эталонами добра, истины, святости, красоты, жизненности и т. д. Во второй аллегории, представленной, в частности, фреской Рафаэля «Юстиция», в левой руке богини – весы, в правой – карающий меч. В этом образе обнаруживается указание на то, что справедливость требует не только определения ценностной меры того, что создает человек, она принуждает его к соблюдению этой меры.
Л. Н. Толстой говорил о нравственном содержании справедливости так: «Справедливость есть, мне кажется, моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу – ничего лишнего – будет умеренность, в моральном – справедливость» (дневник 1852 г. Запись от 4 января).
Понятие справедливости в более узком, социально-этическом значении разрабатывал еще Аристотель. От античного классика идет различение общей и специальной (частной) справедливости. 
Общая справедливость состоит в сохранении и развитии социальной целостности таким образом, чтобы общество было подобно здоровому организму: каждый орган выполняет наилучшим образом свое предназначение в согласии с другими на благо всем – обществу в целом и каждому. Общая справедливость – принцип социальной гармонии.
Специальная справедливость состоит в особого рода распределении благ, тягот и ответственности, в котором согласуются равенство и неравенство: уравнивающая (ретрибутивная) справедливость и справедливость распределительная (дистрибутивная). Уравнивающая справедливость требует соблюдения равенства в том, в чем члены социума изначально, принципиально равны. Например, равенство перед законом. Распределительная справедливость направляет на неравное распределение в том, в чем люди не равны, – в меру вклада членов социума в общее дело. Например, распределение государственных должностей и наград по заслугам.
О развитии идеи справедливости применительно к современным условиям хорошее представление дает ставшая уже хрестоматийной «теория справедливости» американского философа Джона Ролза. Этот автор исходит из признания того, что само разнообразие целей, ценностей, жизненных укладов представляет собой ценность, которую необходимо утверждать и защищать. Нет единого для всех привилегированного нормативно-ценностного кодекса. Право человека по-своему выстраивать свою жизнь и выбирать в качестве приоритетов свои собственные ценности и идеалы есть право на свободу в выборе жизненного пути. Но чем же тогда руководствоваться человеку, совершающему моральный выбор? Дж. Ролз предлагает метод рефлексивного равновесия: интуитивно из разных моральных систем возможен выбор решающего принципа (нормы), возможен даже ситуативный выбор, главное, чтобы не нарушалась справедливость.
Ролз полагает, что справедливость – основная добродетель общественных институтов, как истина – добродетель в сфере научной мысли, красота – в искусстве. Философ – противник макиавеллизма. Он считает, что мораль и политика, как и справедливость, равенство, свобода по сути не противоречат друг другу, а наоборот, находятся в отношениях взаимодополнения.

Цит.: Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”

Похожие записи:

Самые новые записи: