Парадоксы дада

Одним из парадоксов Дада видится тот факт, что свои методические поиски это движение начинает с исследования созидательной функции при помощи случая. Открытие художественных возможностей, связанных с использованием случая, является основополагающим событием в истории Дада. Ганс Арп, один из пионеров этого движения, обнаруживает, что случай торжествует там, где классический созидательный процесс терпит поражение. Однажды, сочтя только что законченную работу испорченной, он разрывает ее и бросает на пол. Однако падающие обрывки бумаги чудесным образом складываются так, что получившееся в результате произведение идеально соответствует начальному замыслу. Арп собирает их, в точности сохраняя полученный порядок — чистое творение случая, который меж тем дал ему то, чего он не мог добиться в ходе процесса, подвластного рациональному контролю. В дальнейшем Арп продолжит поиск таких произведений, созданных «по Закону Случайности» {nach dem Gesetz des Zufalls). К использованию случая приходит и Марсель Дюшан — в своих «Образцах спонтанной остановки» или «Разведении пыли».

Случай становится путеводной нитью идентификации всего проекта Дада. В дадаизме он выполняет функцию гарантии против какого-либо внешнего оправдания творческого жеста, играя роль методического свидетельства надежности творчества, его межличностной (и внеличностной) валидности. Устранение контролируемой причинной последовательности из творческого акта становится способом освобождения искусства от шор логики.

Примером тому могут служить дадаистские фильмы, снимавшиеся зачастую безо всякого сценария (как Vormittagsspuk Ганса Рихтера), или фотографии Ман Рэя, важнейшие творческие находки которого: соляризация, размытость, двойное экспонирование или рейограмма — появились на свет именно благодаря случаю.

Из книги: Филипп Серс – Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного

Похожие записи:

Самые новые записи: