Положительная свобода

В культуре-ценности имеет смысл различать две составляющие. Во-первых, ее гуманистическое, духовное ядро – внутренние, целостно-личностные, творческие, неотчуждаемые достижения, например, нравственные. Во-вторых, ее цивилизационную периферию (цивилизацию) – внешне-технические, безличные, легко тиражируемые, отчуждаемые достижения, например, этикетные. Образно говоря, первое – душа культуры, второе – ее тело. Тело предназначено быть орудием души.

Ядро культуры и цивилизация находятся в отношениях единства противоположностей. Так, в отношениях между людьми в первом преобладает действие глубинной социальности, человек человеку – цель; во второй – поверхностная социальность, где человек человеку – средство.

Внутреннее развитие людей отстает от внешнего, поэтому всегда существует разрыв, противоречие между ядром культуры и цивилизацией, но это не антагонизм. Цивилизация относительно независима, распространяется динамичнее, может направляться против гуманистических ценностей, давать орудия для разрушения высших достижений. Но такое разрушение самоубийственно и для цивилизации, которая также питается в конечном счете ядром культуры – ее неотчуждаемыми личностными достижениями, ориентированными на высшие ценности.

Если культура не в состоянии ответить на вызов отчужденных порождений цивилизации, грозящих нанести урон культуре и даже уничтожить ее, путь отрицательной свободы, отказа от опасных достижений становится спасительным. Но как показывает история, в культуре рано или поздно создаются силы для того, чтобы обезопасить и заново освоить вышедшие из-под ее контроля творения. Она дает положительный ответ на цивилизационный вызов и, догоняя цивилизацию, делает рывок вперед в своем развитии. Положительная свобода остается магистральной дорогой совершенствования человека, отрицательная – необходимыми вспомогательными путями.

Цит.: Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”

Похожие записи:

Самые новые записи: