Повреждения в мозгу по Бергсону

Приведем развернутый пример того, как Бергсон анализирует свою задачу — из гл. II («О распознавании образов. Память и мозг»; выбранный нами кусок образует часть III этой главы; стр. 83 указ. франц. изд.): «Человек проходит едва заметными градациями от воспоминаний, располагающихся вдоль времени, к движениям, которые обрисовывают действие, нарождающееся или возможное в пространстве. Повреждения в мозгу могут наносить удар по этим движениям, но не по этим воспоминаниям». Посмотрим, — говорит он, — подтверждает ли опыт эти наши положения.

Две формы памяти. — Я учу урок, и для того чтобы запомнить его наизусть, я сначала скандирую из него каждый стих, повторяя его затем несколько раз. При каждом новом чтении я достигаю прогресса: слова связываются все лучше и лучше, и, наконец, организуются как целое. В этот момент я знаю свой урок наизусть. В этом смысле говорят, что урок стал воспоминанием, что он запечатлен в моей памяти.

Теперь я хочу понять, как урок достиг того, что он «выучен на память». Тогда я представляю себе те фразы, которые я проходил раз за разом, и каждое из следовавших одно за другим прочтений возникает в моем сознании во всей своей неповторимости: я снова вижу его в тех обстоятельствах, которые его сопровождали и которые еще окружают его для меня; каждое прочтение отличается от предыдущих и последующих именно тем местом, которое это прочтение заняло во времени, короче, — каждое прочтение проходит передо мной как определенное событие моей истории. Человек тогда говорит, что эти образы — воспоминания, что они запечатлены в его памяти. Он употребляет для этого такие же слова, что и в первом случае. Но одно ли это и то же?

«Воспоминание, являющееся выученным уроком, обладает всеми признаками привычки (une habitude). Как привычка, оно приобретается повторением того же самого усилия. Как привычка, оно потребовало сначала разложения, а затем соединения в едином действии. Подобно всякому телесному упражнению оно сохраняется в том механизме, который целиком приведен в действие начальным импульсом следующих одно за другим и занимающих одно и то же время движений.

Воспоминание же о том или ином отдельном прочтении, например втором или третьем, ни в чем не носит характера привычки. Его образ разом запечатлелся при прочтении, поскольку другие прочтения, по определению, являются иными воспоминаниями. Это похоже на какое-нибудь событие моей жизни: суть его в том, что оно несет определенную дату и, следовательно, не может повториться еще раз. Все, что последующие прочтения могли бы к нему добавить, может только изменить его неповторимую природу. Если мое усилие, посредством которого я называю этот образ, становится все более легким в силу повторения, то сам образ, рассматриваемый в самом себе, остается тем же, чем был вначале».

Память — центральный концепт всей философии Бергсона.

Юрий Степанов

Похожие записи:

Самые новые записи: