Чтение газеты – это ритуал

Для печатных медиа новые медиа не представляют смертельной опасности, но вынуждают их к новому позиционированию, к осознанию своих специфических, присущих именно печати сильных сторон. Печатные продукты обладают незаменимыми материальными качествами, которые можно оптимизировать, чтобы было приятно брать их в руки, спокойно читать, быстро просматривать. Их, наконец, можно выбросить. В этом газеты и журналы всегда будут впереди сетевого мира, и это позволит им выжить.

Газеты и журналы сами должны определять свои функции в новом медийном сожительстве – в коммуникационном континууме от традиционной hard сору до выступления online. И естественно, с учетом специфических культурных навыков молодежи. Навигация, серфинг и прыгание по каналам – это новые практики чтения, которые радикально отличаются от традиционного, внимательного, линейного чтения. Способы восприятия у молодежи рассеянны, многомерны, мозаичны, ориентированы на принцип удовольствия и обусловлены дефицитом времени. Внимание у них – дефицитнейший ресурс. Хотя сегодня и можно приспособить газеты и журналы к индивидам в смысле производства изданий, ориентированных на особый интерес, но это предполагает, что для читателя важен только этот интерес и что он сам в состоянии его определить. А так бывает лишь в исключительных случаях. Как правило, я не знаю, что я хочу знать.

Скроенная по индивидуальной мерке газета проблематична еще и потому, что замыкает читателя в информационный кокон, где вряд ли возможно восприятие нового, ибо новое, как правило, связано с альтернативными взглядами, которые в кокон не проникают. Как раз это и было важнейшей общественной функцией классической газеты: знакомить читателя с альтернативными мнениями, предлагать ему темы и идеи, к которым сам он не пришел, – то есть культуру.

Так же как и в случае совершенно пассивного медиума – телевидения, чтение газеты – это ритуал. Газета нужна многим как утренний кофе. Фантом интерактивного потребителя, на котором зациклилась компьютерная медиаиндустрия, не должен заслонять нам тривиальные факты повседневности. Чтение газет – это только в очень редких случаях поиск информации, но почти всегда – блаженное перелистывание: я позволяю новостям всего мира щекотать мне нервы.

Уход в Интернет вместо чтения газеты – это кажущаяся альтернатива. Информационное пространство интернет-культуры имеет, как сказал бы математик, бесконечное множество измерений. У него нет естественной топографии. Киберпространство – это территория, которую невозможно картографировать. Можно выразиться по-другому: в киберпространстве нет «естественных» форм изображения, а потому для представления данных нужны метафоры. Поэтому можно говорить о неизбежной метафоричности обладающего бесконечным множеством измерений информационного пространства. А это как раз и означает, что не обойтись без вспомогательных конструкций старых медиа.

Норберт БОЛЬЦ

Похожие записи:

Самые новые записи: