Lord of the Dance билеты

Проект модерна

Концепция всеобщих прав человека, выдвинутая культурой модерна в эпоху Просвещения, опиралась на представление о том, что природа человека едина и для всего человечества существует единственно верная и оптимальная ценностно-нормативная система, соответствующая требованиям Всеобщего Разума. Юрген Хабермас пишет: «Проект модерна, сформулированный в XVIII в. философами Просвещения, состоит ведь в том, чтобы неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т. е. для разумной организации жизненных условий». Просветители полагали, что чем дальше человечество будет продвигаться по пути Прогресса, тем больше люди будут жить по единым ценностным эталонам и требованиям.

История XX в. заставила усомниться в этих идеях. Авторы известной книги «Диалектика Просвещения» (1947) находят в идеях Просвещения, в его монистическом, жестком детерминизме истоки тоталитаризма. Они выдвигают тезис: «Просвещение тоталитарно как ни одна из систем». «Неистина его, – разъясняют М. Хоркхаймер и Т. Адорно, – коренится не в том, в чем издавна упрекали его романтически настроенные противники, не в аналитическом методе, не в редукции к элементам, не в разрушении посредством рефлексии, но в том, что для него всякий процесс является с самого начала уже предрешенным».
Нынешняя панорама человечества в ее временной перспективе существенно отличается прежде всего в аксиологическом плане от той, что открывалась в век Просвещения. Современные глобализация и нотициация не только не уменьшают, но и увеличивают ценностный плюрализм. Сейчас нарастает глобальная непосредственная взаимосвязь субъектов, идет рассредоточение ценностных центров и увеличивается многообразие способов жизни, в том числе – виртуальных. В глобальное взаимодействие включены люди, придерживающиеся различных нормативно-ценностных ориентиров, которые к тому же становятся все более расплывчатыми и изменчивыми. В быстро трансформирующемся мире человек испытывает трудности индивидуальной и социальной самоиндентификации. В обществе высоких рисков, динамичном, мультикультурном людям надо заново учиться доверять друг другу, согласовывать свои ожидания и действия.
Общее направление преобразования отношений между людьми идет от вертикального – иерархического к горизонтальному – сетевому. Трансформация сопровождается болезненной и рискованной ломкой, создающей проблемы, многие из которых являются глобальными. Международный терроризм, сопряженный с религиозным фундаментализмом, может быть понят как тяжелый и опасный недуг, вызванный этой ломкой. Оптимистический взгляд предвидит смену образа мира от поднимающегося вершиной к небесам Мирового дерева, увенчанного Божественной звездой, к Мировому цветущему лугу, соединенному единой корневой системой – ризомой. Общий контур будущего мира – не пирамида, а сфера, образуемая сетью многообразных, подвижных, меняющихся ячеек, основная из которых – человеческий индивид, личность.
Явный символ нового мира – Интернет – сеть на Земном шаре.
М. В. Ильин и В. Л. Иноземцев представляют сферу как образ современности в сравнении с образами прежних эпох: «Если архаика живет в линейном, одномерном континууме развития (воспроизведение состояний, предзаданных заветами предков или их эквивалентами), а традиционные уклады связаны с формированием двухмерных плоскостей исторического маневрирования, где доминантный имперский центр цивилизует всю остальную варварскую периферию, то современность должна в идеале породить сферическое пространство, где ни одна точка не может быть постоянным центром, но каждая способна в том или ином отношении в течение того или иного времени выступать в роли условного центра для всех других».

Цит.: Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”

Похожие записи:

Самые новые записи: