Производство информации

Производство тематизированной информации утилитарного характера является прямой, буквально повседневной, непосредственной социальной обязанностью интеллигенции в рамках современного секулярного общества. Если редактирование «образа истинности» и кодификация нормативного порядка являются скрытыми, непрямыми функциями интеллигенции, то производство информации прикладного характера относится, так сказать, к ее «легальному бизнесу». При этом уже в эпоху Большого Барокко интеллигенция вполне отчетливо ощущала заинтересованность социума в информационных услугах и даже умела прельщать современников обещанием посвятить в новое, единое и всеобъемлющее знание. 

Интеллигент, в отличие от буржуа-предпринимателя, посредует субстанцию принципиально нового типа – информацию, знание. Интересно, что так называемый процесс первоначального накопления капитала в специфическом, информационном смысле характерен и для становления интеллигенции, принимая иногда даже преувеличенные, гротескные формы. Накопление знаний, оттачивание формы их подачи становится социально-производственной необходимостью для интеллигенции. Именно отчетливое представление о собственных преференциях, вытекающих из их функций инфо-посредника, во многом «повинно» в романтизированной «жажде знания», которой отличается интеллигенция, в особенности в период своего становления. 
Перефразируя определение интеллигенции за счет замены термина информация понятием, объясняющим саму информационную потребность, мы получаем функционально более адекватную дефиницию. В условиях современного (новоевропейского) общества интеллигент – это тот, кто производит, хранит, тиражирует и реализует «определенность» требуемого формата. Действительно, деятельность интеллигенции в таких объективных институциализированных формах общественной коммуникации, как наука, СМИ, искусство и образование, является «торговлей определенностью», но с заложенным механизмом одновременного «производства неопределенности». «Производство неопределенности» уже заложено в самой противоречивой природе явления и понятия информация. Весьма односторонне понятие информация связывается исключительно с «уменьшаемой неопределенностью», что игнорирует способность новой информации генерировать новую неопределенность, часто заставляя пересматривать структуру известного (определенного) вплоть до ее разрушения, без всякой гарантии окончательности и вновь полученных результатов. Кроме того, можно выделить и другие причины сохранения в рамках современного информационного/инновационного общества некоего постоянного «коэффициента неопределенности».

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: