Рассматривая информационное пространство

«Широкий круг читателей», «массовая аудитория», «народ» – понятия, к которым апеллируют исследователи, наполнены сегодня новым содержанием, выразившим сокрушительные изменения в механизме общественной коммуникации. Традиционная схема коммуникативного взаимодействия с вписанными в нее неравноправными (в управляемом тоталитарном обществе) и относительно равноправными (в демократическом обществе) отношениями субъектов предполагает многоуровневую структуру. В качестве коммуникантов «Культ личностей» vs «десубъективация социальных ролей» выступают социальные институты, коллективные образования,  отдельные личности.

Рассматривая информационное пространство как совокупность социальных связей и отношений, а информацию как некий социальный ресурс, «конвертируемый в другие виды ресурсов», исследователь И. М. Дзялошинский вводит понятие «информационная группа», «информационное общество», «информационный класс», «информационная элита» и др. Субъекты, которые «рисуют границы своего информационного пространства», по определению И. М. Дзялошинского, обладают своим информационным статусом, позиционируют себя в иерархии или анархии информационных отношений и вынуждены воспроизводить те или иные типы информационного поведения. Поведения, зачастую далекого от соображений гуманности и социальной значимости.
Невооруженным глазом, т. е. не специалистами, был отмечен факт появления нового субъекта – конгломерата людей, озабоченных не столько процессами сбора и интерпретации информации во благо обществу, сколько использованием ее для управления этим самым обществом: «приход к власти медиакратии стал сильнейшим стрессогенным фактором в конце XX века». Механизм массового коммуницирования рассматривается ею как модус тотального манипулирования массой в угоду своим конъюнктурным, политическим или сугубо материальным интересам.
Вместе с тем «выброшенные из общества люди искали способы выживания и самопомощи». Рассматривая в монографии «Хорошее общество» процессы модернизации в современной России, В. Н. Федотова акцентирует внимание именно на антропологических проблемах состояния российской идентичности: «Антропологический аспект связан с доминированием в моральном сознании населения России чувства или идеи справедливости…», благодаря которым адаптация к новым рыночным реалиям осуществляется в модусе коллективного сопереживания.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (отв.ред.) – Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: