Самодетерминация личности

Уменьшается роль традиций, норм как регуляторов социальной жизни, которые обычно передаются через наставников. Решающей становится самодетерминация личности, по закону случайности выбирающей различные, не зависящие ни от среды, ни от общества поведенческие, мыслительные проявления личностной самореализации. В заголовках газетных публикаций, в содержании интервью и обзорах политиков все чаще начинают проявляться «перлы» из криминальной лексики, из лексики наркоманов, движения «митьков», молодежного андеграунда. Слова переиначиваются, перекодируются, употребляются как строительный материал для формирования коммуникативной стратегии.

При помощи сленга маркируется и становится очевидным, позиционируется личностное, ценностное отношение к предмету общения. Зачастую оно носит негативный характер. Коммуникация в форме стеба, манера все пересмеивать и над всем издеваться становится удобной формой самовозвышения над проблемами бытия, в том числе и такими, как совесть, благородство, щедрость, красота… Для быстрого и удобного потребления подобного типа коммуникации был легитимирован и такой субкультурный термин, как «прикол»: все, мол, обман, издевательство, розыгрыш. Как не вспомнить слова испанского философа X. Ортега-и-Гассета, сказанные в связи с выходом на арену «человека массы»: «… для наших дней характерно, что вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность».

В тех же случаях, когда «самолюбивая посредственность» не жаждет самоутверждения, сленговая коммуникация выполняет функцию маркера: важен не диалог, а презентация Я – Другому. Функции артефактов в процессе публичной коммуникации редко выходят за границы информирования. В основном реализуются аттрактивная, экспрессивная, в какой-то мере – эстетическая, эвфемистическая функции, сопровождающие передачу текста, хотя в традиции российской модели общественного консенсуса слово «всегда» наделялось смыслом сакрального действия. Девальвация словесного действия, отрыв слова от смысла, релевантного «интерсубъективному миру» личности, можно рассматривать как одну из причин, детерминирующих нынешнее состояние массовой коммуникации.

Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: