С техникой blueweld

В начале 80-х Лоулер сделала высокой четкости фотографии краев картин, их рам, подписей к картинам. «Я показываю то, что они [музеи] показывают: живопись, скульптуру, картины, стекла, слова на крашеных стенах, оснащающие тот же материальный опыт; моя задача в том, чтобы поменять местами экспозицию и вуайеризм». На одной из фотографий Лоулер картина Жоана Миро отражается в полировке музейной скамьи для посетителей; на другой подмечено сходство между полотном Джексона Поллока и изысканной французской супницей на буфете в гостиной влиятельного коллекционера; на третьей картина Филипа Гастона увидена через оргстекло витрины, в которую заключена «Монограмма» Роберта Раушенберга 1955-1959 гг.; на четвертой — то, как выглядит картина Фрэнка Стелла из его серии «Угломер», если смотреть не на нее, а на навощенный паркет прямо под нею. С этой точки зрения, что когда-то называлось «институционной критикой», можно сказать, что на фотографиях Лоулер незначительные особенности сознания зрителя трансформируются в пикантные, любопытные и вполне закономерные эффекты присутствия в музее.

Подойдя же к полотнам нью-йоркской художницы Сьюзан Смит, мы заметим не только отсылки к абстракции по-модернистски (Мондриан, Рейнхардт), но также и присутствие обломков и обрезков стройматериалов (листового металла, камней, штукатурных плит, стальных балок и прочего, не обошлось и без участия аппаратов blueweld), которые Смит собрала на окрестных стройках и продуманно разместила, как это принято у минималистов; этим не удовольствовавшись, она затеяла концептуалистскую игру в отношениях между материалами, выстраивая сложный диалог между художественным полотном и нон-артом, в данном случае — отходами. Способен ли зритель, рассматривающий эту работу, следовать эстетическим указаниям Пита Мондриана или Эда Рейнхардта, одновременно проникая в ментальность «самоделкина» а-ля Дюшан? Способен ли зритель примирить присущее ему инстинктивное уважение к тщательно отделанной художественной поверхности с некомфортным присутствием там обломка бетона, найденного на углу улицы? Такого рода «археология» вносит материю современного, старящегося на глазах города прямо в музей, роль которого, как бы напоминает нам Смит, слишком часто заключается в том, чтобы взять и забыть.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: