"Шапито-шоу" (реж. Сергей Лобан, сцен. Марины Потаповой), 2011

Без шуток, это – потрясающий и необыкновенный фильм!
Оригинал взят у shotlandez в "Шапито-шоу" (реж. Сергей Лобан, сцен. Марины Потаповой), 2011

«Весь мир театр, люди в нем – актеры», – утверждал драматург. «Весь мир – кабаре», – возражал ему хореограф и режиссер. В году 2011 от РХ окончательно стало ясно, что весь наш мир – цирк-шапито, а мы в нем, стало быть, цирковые артисты. Кто клоуны, кто акробаты, кто дрессировщики, а кто – животные. И вырваться из заколдованного круга манежа – невозможно.

История вопроса

Не скрою, что имея опыт просмотра «Пыли» – предыдущей работы Сергея Лобана, я очень не хотел смотреть «Шапито-шоу». И бравурные отзывы о новом фильме не могли меня убедить – «Пыль» также нахваливали взахлеб, хотя этот фильм невозможно смотреть. Несмотря на оригинальную идею, «Пыль» – это растянутый до полного метра анекдот, который легко бы уложился в 15-минутную короткометражку. Мало того,  двухчасовый фильм целиком снят широкоугольным объективом, что само по себе невыносимо. Отдельные проблески – прекрасная бабушка, например, особенно в сцене в магазине секонд-хенда, и финальный монолог Петра Николаевича Мамонова, не спасали от скуки. Главная культурная ценность «Пыли» – это прецедент, когда безбюджетный, андерграундный фильм становится популярным и даже приносит деньги.

Но я все же посмотрел «Шапито-шоу» – и не пожалел.


Алексей Подольский впервые в россисйком кино воплотил на экране образ блоггера

О чем этот фильм?

Картина состоит из четырех новелл со «сквозными» героями, которые пересекаются между собой во всех четырех историях, так как действие всех новелл происходит одновременно в летнем Симеизе, наполненном отпускниками. В финале все герои оказываются в одной точке – горящем цирке с вывеской «Шапито-шоу», хотя действие одной новеллы простирается во времени в следующий за пожаром день.

Нарративная структура напоминает такие известные картины, как «Криминальное чтиво» и «Таинственный поезд»,  и отличается такой же тщательной проработанностью сценария. Жанрово фильм более всего близок к трагикомедии, в нем вольно сочетаются комедийные, драматические, сатирические и пародийные сцены.

Если обобщить, то каждая новелла рассказывает о попытках героев выйти за рамки своих личных возможностей и своего социального круга, и о трагикомических последствиях этих жалких, в общем-то, попыток. Каждый герой фильма исполняет песенно-танцевальный номер, который является квинтэссенцией характера персонажа или всего эпизода. А персонажи, которые населяют этот фильм, достаточно нетипичны для российского кино: двойник Виктора Цоя, глухой певец и даже блоггер – первое на моей памяти появление на экране этого героя нашего времени.


Одна из лучших новелл фильма не только пародирует знаменитое "Возвращение", но также является едкой самопародией П.Н. Мамонова

Для кого снят фильм «Шапито-шоу»?

Несмотря на сложную структуру, это фильм для всех – три с половиной часа искреннего зрительского удовольствия, даже без скидки на смыслы, которые вложили в свою картину въедливые авторы. 100% «народный» фильм, как, например, «Асса» Сергея Соловьева, наследником которой  «Шапито-шоу», в некотором смысле, является. Фильм интересен как широкому зрителю, который всегда был падок на массовое кино «с отклонениями» (вспомним парадоксальную популярность в народе непростых, в общем-то, фильмов наподобие того же «Криминального чтива» или «Потерянного шоссе»), так и прожжённому зрителю, который с не меньшим удовольствием и азартом отметит все авторские аллюзии и цитаты.

Жаль, мало кто обратил внимание, что эпизод «Уважение» – это очень злая и смешная пародия на «Возвращение» Андрея Звягинцева.

В свою очередь, тусовка, проявляющая интерес к андерграундной культуре, посмотрит этот фильм благодаря участию Петра Мамонова, Стаса Барецкого, Сергея Пахомова и Сергея Кузьменко. Кстати, Кузьменко родился в Киеве. Не тот ли это двойник Цоя, который выступал по вечерам в подземном переходе-«трубе» под Майданом Незалежности?


Эрзац-Цой, выступающий в курортном цирке – самая яркая и точная метафора российского музыкального бизнеса

Ценность фильма

Если фильм «Пыль» был нарочито, подчеркнуто некинематографичен, напоминая скорее, видео-арт, чем художественное кино, то «Шапито-шоу» – наоборот, вызывающе кинематографичен. Помимо изобретательной и очень плотной драматургии (что уже, согласитесь, редкость для современного российского кино), фильм просто перенасыщен аллюзиями на фильмы Линча, Джармуша и Тарантино двадцатилетней давности, когда видимо, и формировались вкусы авторов фильма.

Но помимо набившего оскомину постмодернистского цитирования, по фильму рассыпано множество оригинальных кинематографических находок, каждый кадр наполнен смыслом, проработан до мельчайших мелочей.  Впрочем, в сети есть немало текстов, анализирующих кинематографические достоинства и недостатки "Шапито-шоу". В этом фильме мне любопытно другое – его место в (вяло) текущем кинопроцессе.

Оставаясь, по сути дела, миксом дружеского капустника и видео-арта, с одной стороны, и новаторским, полижанровым художественным фильмом с усложненной нарративной структурой, с другой стороны, «Шапито-шоу» показывает кинематографистам новые возможности для творческого самовыражения.  (Как, например, «Пыль» показала, что безбюджетное кино может быть успешным.)

А в той ситуации, в которой сейчас находится российский кинематограф, демонстрация новых возможностей для творчества сродни небольшой революции. Ведь что происходит, на самом деле?

Есть гранды, которые безуспешно догоняют и перегоняют Голливуд. И есть маргиналы, которые с рвением, достойным более осмысленного применения, досуха выдаивают идеи Тарковского и других столпов «авторского» кино. То есть российское кино страдает комплексами – с одной стороны, комплексом провинциальности, а с другой – избранности, но маргиналами, на самом деле, являются и те, и другие, потому что зрителю одинаково противно смотреть как «Предстояние», так и какого-нибудь «Бумажного солдата». Любители массовых зрелищ лучше пойдут на голливудский фильм, взыскательные зрители – скачают новые работы Каракса или Каурисмяки.

На этом безрадостном фоне выгодно отличаются разве что картины Бориса Хлебникова, который снимает фильмы о пресловутых «простых людях», причем снимает талантливо, с юмором и любовью, и для таких же «простых людей», а не синефилов, ритуально пересматривающих фильмографию Пазолини каждые три-четыре месяца. Как показали наблюдения, даже равнодушные к "авторскому" кинематографу люди откуда-то узнали о «Сумасшедшей помощи», скачали  и с удовольствием посмотрели. Потому что фильм талантливый, смешной, и близкий каждому из нас – подобная история легко могла бы произойти в соседнем дворе.

Очень хочется надеяться и верить, что «Шапито-шоу» действительно приведет к качественным сдвигам в российском кино.

Кажется, что тупиковая ситуация сдвигается с мертвой точки уже сейчас. Например, один из лучших высокобюджетных фильмов этого года –  «Белый тигр» К. Шахназарова, который, с одной стороны, очень зрелищный, динамичный и доходчивый (интересен массовому зрителю), а с другой – является новаторским в жанре военного фильма (на радость киноведам).

Кроме того, нахально и громко заявляют о себе такие малоизвестные пока широким кругам режиссеры, как Арсений Гончуков. За собственные средства он снял очень небанальную, острую и профессионально сделанную короткометражку «Конечная остановка», которая уже получила ряд призов на фестивалях. А недавно, опять же за кровные денежки, Арсений поставил полнометражный фильм.  


Все киноцитаты в фильме намеренно узнаваемы: звезда дискотек 80-х Наташа Рожкова в образе линчевской "доброй феи"

Напоследок сострим

Кстати, этот пост написан в день сорокалетия Саманты Смит))) Вот так фантазия иногда смыкается с реальностью, как бы нас не убеждал в обратном инфернальный конферансье шапито.

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: