Симметричное пространство потребления

Востребующий инфо-услуги человек воспринимает инфо-среду как естественное, симметричное пространство потребления информации, нейтральное по отношению ко всем участникам коммуникации. Сила информационного посредника как раз и заключается в выработанном и закрепленном в общественном сознании именно таком представлении о природе инфо-пространства, которое на самом деле является сочетанием плюсов инфо-посредника и минусов потребителя информации.

Возвращаясь к аналогии инфо-среды с паутиной, можно сказать, что инфопосредник социально могущественен только лишь в условиях сконструированного им искусственного пространства, являющегося настолько же разнокачественным, насколько разнокачественным оказывается паутина для паука и мухи, находящихся в ней.
Надо отметить, что кроме формальной, внешне проявленной институциализации интеллигенции, можно выделить ее скрытую форму, связанную с ростом внутреннего самосознания и корпоративного сплачивания.
Идеи единства интеллектуалов звучат уже в эпоху Возрождения (наиболее ярко в Эразмовой «республике ученых»), а первое, почти открытое цеховое обращение интеллигенции к европейскому обществу с предложением своих социальных услуг было осуществлено в истории с так называемыми розенкрейцеровскими манифестами, предлагающими наставничество традиционной элите и прельщающих новым знанием и определенностью широкие массы.
Именно к XVII в. относится и возникновение протомасонских Невидимой философской коллегии и Королевского общества естественных наук в Англии. Именно масонские сообщества станут наиболее адекватной формой социально-политической активности интеллигенции, так как их программные устремления были направлены на демонтаж основных системообразующих принципов традиционного социума (церковь, сословные отношения, мировоззренческая цензура и т. д.) и социальное утверждение наиболее важных параметров информационного общества (терпимость, либерализм, плюрализм и т. д.).
Проблема скрытой институциализации заставляет нас сделать еще одно весьма важное уточнение. При безусловной корневой общности функций интеллигенция не является абсолютно монолитной социальной группой. Ведущую роль в ней, в том числе и в производстве общественного мнения, играет слой, который можно определить термином актуалитет. Конфигурация актуалитета подвижна, способ функционирования и воспроизводства предельно устойчив. Выполнение посреднических, медиативных функций является общеинтеллигентским признаком, а ключевой – это способность и возможность задавать и при необходимости менять правила социального взаимодействия. Кроме того, актуалитет фактически монополизирует функцию смысловых интерпретаций, оставляя обществу и большинству «ординарной» интеллигенции роль пассивного потребителя. Интересно, что принадлежность к актуалитету может носить только личный характер, через систему известности, которая позволяет делать взносы в общий «банк» социального влияния ассоциированным общественным мнением. Отсутствие кавычек в словосочетании общественное мнение объясняется тем, что кооптация в члены актуалитета возможна только лишь в случае реального контроля претендентом сознания значительного числа людей своеобразный электорат, делающий того или иного инфо-посредника «властителем дум»).

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: