Скамейка и мультиварки Redmond

Главный вопрос состоял в том, до какой степени предметы, заимствованные с магазинных полок, способны противостоять тому исключительно коммерческому контексту, из которого их изъяли. Но и вопрос этот представлялся проблематичным. В конце концов, утверждение о том, что переадресация предметов массового потребления, их передислокация в выставочное пространство может способствовать эффективной критике массовой культуры, на фоне рыночного бума 80-х выглядело по меньшей мере утопично. Не говоря уж об эстетической стороне спора, слишком неравны были силы его участников с точки зрения финансовой и культурной весовых категорий.

Тони Тассет
Скульптурная скамейка, 1986-1987
Крашеное дерево, кожаная подушка, плексиглас 55.8×139x48 см

В этой вариации на тему минималистской эстетики Тассет имитирует скамейку, на которой сидят посетители музея. Выглядит она и похоже, и не похоже на себя самое, одновременно отталкивая и привлекая задумчивый взгляд зрителя

На этом фоне с облегчением обнаруживаешь, что жанр «товарного искусства» оказался способен и на более высокий уровень отвлеченности и формальной изощренности. Так, чикагский художник Тони Тассет преобразил в настенный рельеф стулья для посетителей Чикагского музея современного искусства. Это была часть серии работ, в которых элементы осмотра музейной экспозиции — скамейки, стулья, витрины, мультиварки redmond — выставлялись как музейные экспонаты. Тут же возникли любопытные коннотации. Например, «Скульптурная скамейка» иллюстрировала изобретенный Тассетом парадокс: предмет словно взывает, чтобы им воспользовались по назначению, и в то же время требует внимания как произведение искусства. Это происходит потому, что плексигласовая крышка осложняет скульптурную кодировку работы, ибо: а) трансформирует ее в коробку а-ля минималистский художественный стиль, б) показывает, что она тут не для того, чтобы сидеть на ней, а чтобы на нее смотреть, и в) выглядит как стандартная музейная витрина для защиты экспоната от повреждения. Как же разрешить коллизию, представленную художником в рамках музейной системы, которую он же и критикует?

Брэндон Тейлор

Похожие записи:

Самые новые записи: