Случайность

Случайность становится одним из самых существенных аттракторов и детерминантов становления медиасобытий. Именно она выводит систему из состояния энтропии. Выступая то как факт сенсационного характера, то как эпатажное, отклоняющееся поведение коммуниканта, то как нестандартная модель коммуникации («желтое» издание) – случайность «заводит» процесс образования смысла в пространстве коммуникации.

Случайность вместе с тем организует системы порядков – тех или иных паттернов мышления у коммуникантов, которые могут иметь форму закономерности: привычка не бояться ужасов криминальной хроники, удовольствие от соучастия в телевизионной игре «Поле чудес» и т. д. Но эта закономерность не имеет формы устойчивого закона. Результат информационной атаки на массовое сознание зачастую непрогнозируем, имеет вероятностный характер. Необходимость и повторяемость эффектов и результатов, закономерно ожидаемые в системах с линейной связью, являются также вероятностными и случайно возможными. (Трансляция террористических актов, предпринятых на небоскребы Нью-Йорка 11 сентября 2001 г., как известно, вызвала публично выраженные демонстрации ликования и радости у людей в некоторых странах арабского Востока.)
XX в. стал эпохой господства визуальных методов коммуникации. Предпосылки главенствующего положения визуальных форм коммуникации, видимо, следует искать в их особой эффективности. Став, по выражению М. Маклюэна, «внешними расширениями человека», технические средства коммуникации создали уникальную возможность тотального проникновения информации в виде узнаваемого знака реальности, не требующего вербального сопровождения Из этого можно сделать вывод, что визуальное и всякое другое «убеждающее» изображение принципиально не подлежит оценке по параметрам ложь/истина, поскольку трудно отрицать то, что мы видим. Нетрудно догадаться, насколько эффективней становится воздействие «картинки» в том случае, когда она начинает двигаться и «жить» по законам самовоспроизводства и самоорганизации, что достигается современными компьютерными технологиями. В этой сложно структурированной и самоорганизующейся системе действуют уже иные законы предъявления смысла и репрезентации ценностей. Социокультурная матрица общественного взаимодействия и взаимопонимания погружена в хаос гипертекста, позволяющего соотносить в восприятии несопоставимые никогда прежде архетипы и ценности разных эпох и культур.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. (отв.ред.) – Информационная эпоха вызовы человеку

Похожие записи:

Самые новые записи: